90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Михаил Мясникович: В 2021 году взаимная торговля в ЕАЭС выросла на 132%

11.02.2022 22:20

Экономика

Михаил Мясникович: В 2021 году взаимная торговля в ЕАЭС выросла на 132%


Михаил Мясникович: В 2021 году взаимная торговля в ЕАЭС выросла на 132%

В этом году Евразийская экономическая комиссия отмечает свое десятилетие. Председатель коллегии ЕЭК Михаил Мясникови рассказал в программе «Евразия. Дословно», какие итоги были доступны за этот срок. С ним пообщалась ведущая Гузель Камаева.

– В этом году Евразийская экономическая комиссия отмечает 10-летие. Какой по вашему мнению главный итог за этот срок?

Мясникович: Знаете, вот это десятилетие комиссии складывается из двух больших частей. Первое – это еще до договора о Евразийском экономическом союзе и, безусловно, уже, начиная с 2015 года, когда начал действовать договор. Сначала это Россия, Беларусь и Казахстан. Потом присоединилась Армения и Кыргызстан. Поэтому здесь такая многоплановая деятельность. Когда мы говорим о том, что Евразийская экономическая комиссия и союз состоялся, то это, скорее всего, надо относить к четырем-пяти годам нашей деятельности. Надо учитывать, что на этот период пришлись сложные годы, связанные с пандемией коронавирусной инфекции. Когда все экономические связи и хозяйственная деятельность были в турбулентном состоянии. Вместе с тем 2021 год говорит о том, что мы достигли доковидного уровня.

– То есть удалось преодолеть?

Мясникович: Да, преодолели. И показатели даже выше, чем были в 2019 году. Я, безусловно, должен отразить большую и очень напряженную работу национальных правительств, которые очень многое сделали для того, чтобы наш союз состоялся. Вместе с тем и комиссия содействовала решению очень многих вопросов, в том числе в рамках экономического роста. Наша деятельность – это в первую очередь принятие нормативно-правовых актов, которые регулируют взаимоотношения в нашем союзе. За прошлый год мы таких актов приняли 634. Это решения различного уровня. На что мы настраиваем коллегию? На то чтобы эти документы носили характер прямого действия. Чтобы они не были отсылочными. Чтобы они не преследовали за собой принятие каких-то подзаконных актов, актов второго уровня. А уже принятые решения хозяйственные субъекты могли применять в своей практической деятельности. В этом плане, конечно, хотелось бы отметить рост взаимной торговли – то для чего и создавался наш союз. Для того чтобы была взаимодополняемость, определенная специализация. За прошлый год у нас рост составил 132% к уровню 2020-го. И это значительно, на 19 процентных пунктов, превышает даже уровень 2019-го.

Очень важно, я думаю, будет соответствующая «раскрутка» вопроса соглашения об электронных навигационных пломбах. Сегодня очень многие жалуются: при пересечении несуществующих таможенных границ осуществляются мероприятия по досмотру, проверки, где иногда и субъективный фактор играет негативную роль. Вот договорились и подписано соответствующее соглашение. В декабре прошлого года главы государств его подписали, одобрили. Оно сейчас в странах проходит необходимую ратификацию. Если навешивается на груз, допустим, на автомобильном или в дальнейшем на железнодорожном транспорте, соответствующая навигационная пломба, маршрут движения которой известен, то нет необходимости проводить досмотры. Это, безусловно, революционный шаг.

– Упрощает и облегчает.

Мясникович: Да, и упрощение, и облегчение. Самое главное – формируется климат доверия, что у нас порой не хватает во взаимной торговле и вообще в нашей деятельности. Когда есть определенная оглядка, как будут себя вести партнеры по нашему союзу. В этом плане коллегии и всему аппарату комиссии предстоит очень напряженная и более эффективная работа.

– Михаил Владимирович, сейчас можно говорить о том, какая экономическая сфера получила больше плюсов от деятельности организации?

Мясникович: Я должен сказать, что радует. Несмотря на общие валовые показатели, у нас больший процент роста в отраслях обрабатывающей промышленности. Это хорошо, потому что обрабатывающая промышленность – не только станки, оборудование и так далее. Это то, что притягивает молодежь. Это там, где интересно. Это высококвалифицированные рабочие места. Если мы говорим, что ВВП где-то на 4,4% вырос к уровню 2020 года, то в обрабатывающей промышленности – больше 6,5%. Если сопоставимо в таких показателях – в 1,5 раза темпы выше. Это говорит и о том, что производится востребованная продукция. Как на внутреннем рынке, так и для экспорта в дальнее зарубежье. Я не называл эту цифру, в прошлом году мы так оценочно посмотрели, что объем внешней торговли с третьими странами превысит $500 млрд – это исторический максимум за все годы нашей десятилетней работы. Здесь я хочу заметить, что, безусловно, можно было бы сделать больше. Потому что у нас в основном идет торговля товарами, а нам очень активно надо работать над инвестиционной деятельностью. Нужны новые товары, нужны новые предприятия. Мы разработали большой пакет предложений, который касается создания совместных крупных компаний. Трансъевразийские компании, которые будут достаточно успешно позиционировать себя, как на внутреннем рынке, увеличивая объемы взаимной торговли, так и решать вопросы импортозамещения и, безусловно, поставки товаров на экспорт в третьи страны.

Вопросы, связанные с инвестиционной деятельностью, инновационной деятельностью, куда подключается наука и образование. Это действительно очень большой объем работы. Его коснулись немного в «Стратегии-2025», но я полагаю, что очередная стратегия на последующие пять-семь лет должна быть посвящена именно этому на основе цифровизации. Здесь у нас есть определенный задел, мы делаем пять крупных проектов, кроме интегрированной информационной системы, которая позволяет осуществлять обмен данными. Полагаем, что в этом будущее.

В прошлом году сдали такой большой проект как «Работа без границ», когда люди могут посмотреть по базе данных и определить, где могут быть востребованы, независимо от страны пребывания. Это дополняется соглашением, которое вступило в прошлом году в силу, по пенсионному обеспечению. Если гражданин Беларуси работает в Российской Федерации, то его трудовой стаж в России засчитывается в общетрудовой стаж Беларуси. И уже, безусловно, будет перечисляться ему определенная доля его пенсии. Это упорядочивает работу, связанную с трудовыми ресурсами, потому что раньше должного уровня социальной защиты не было.

– На встрече стран-участниц ЕЭК обсуждалось создание единого финансового рынка. Что сейчас мешает интеграционным процессам? И мешает ли?

Мясникович: Все говорят о единой валюте. Единый финансовый рынок – как конечная цель. Мы в этом деле тоже в положительном плане продвинулись. Вот эта цифра мало гуляет в СМИ, но сегодня 73,2% платежей во взаимной торговле осуществляется в национальных валютах. Три четверти товарооборота – это национальная валюта. Нет каких-то препятствий для того, чтобы увеличивать объемы взаимной торговли в национальных валютах. Эти вопросы все урегулированы. И это зависит во многом от хозяйствующих субъектов, которые заключают соответствующий договор, контракт и подписывают валюту платежа. Но всем, конечно, хотелось бы иметь твердую валюту. В результате получается, что в определенной степени оставим национальные валюты, и где-то будем работать через доллар или евро. В этом плане, безусловно, мы должны продвигаться. И уже как венец интеграции, как самая высокая степень интеграции – это единый финансовый союз. Как вы видите, Европейский Союз шел очень долго к этой цели, когда ввели евро – полноценную валюту, которая сейчас в странах Европы. Хотя некоторые государства все равно сохранили еще хождение национальных валют. Поэтому в таком плане есть вопрос.

То, что касается рынка капитала. Он во многом зависит от национальных законодательств. Фактически он определяется национальными законодательствами. Потому что все инвесторы должны иметь самую серьезную гарантию, что те инвестиции, которые они вложат в проекты в другой стране, что этот капитал не будет утрачен или национализирован. Что он будет эффективен. И то, что законодательство, которое было на момент принятия соответствующего проекта в работу, не будет ухудшаться. Поэтому, безусловно, инвестиционный климат – это то, что надо и нам работать, как комиссии, и национальным правительствам.

Вы затронули такой очень глубокий вопрос. Смотрите, сегодня недостаточно прибыли предприятия для расширенного производства. Они вынуждены прибегать к кредитам, как на пополнение собственных оборотных средств, так и на инвестиции. Кредиты дорогие, их никто не хочет удешевлять. Это второй источник. Мы в этом плане, безусловно, говорим, что могут быть и прямые иностранные инвестиции. Но с учетом тех политических действий наших «доброжелателей» со стран Запада, мы говорим, что тех прямых инвестиций у нас сегодня недостаточно. Поэтому мы должны в большей степени опираться на собственные возможности – это и прибыль, и, безусловно, доступные кредитные ресурсы.

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

11.02.2022 22:20

Экономика

Система Orphus
телеграм - подписка black

Досье:

Дамира Абаскановна Ниязалиева

Ниязалиева Дамира Абаскановна

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
6 000

граждан Таджикистана остаются абсолютно безграмотными

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30