…Более 90 тысяч казахов воевали против Наполеона. Чингисхан – уроженец Восточного Казахстана. Заратустра родился в окрестностях современного Уральска и, стало быть – тоже казах. Шумеры – это, конечно же, казахи, от языка которых произошли все остальные. Зороастризм и тенгрианство – по сути, одна религия. Более того – Иисус Христос также, оказывается, происходил из одного из казахских родов, утверждает казахстанский математик Кайрат Закирьянов, утверждая, что никто из историков его выводов не опроверг. Ной остановил свой ковчег на горе Казыгурт.
Похоже, как и в других постсоветских республиках, в Казахстане академическая наука проиграла битву за умы пресловутой folk history. О причинах популярности псевдоисторических мифов в современном Казахстане рассказал в эфире YouTube-канала ZonaKZ кандидат исторических наук, доцент Асылбек Бисенбаев.
По его словам, соревнование между «академической» и «альтернативной» историей имело место всегда, однако нынешнее тяжёлое состояние исторической науки в Казахстане, отток учёных за границу, нарушение преемственности поколений учёных и научных школ – все это усугубляет ситуацию. Если в Советском Союзе работало общество «Знание» и другие структуры популяризации науки, издавались профильные журналы, издавались соответствующие книги, снимались фильмы, то после 1991 года это оказалось никому не нужным. Парадоксальным образом, несмотря на все крики про «возвращение к корням» и повышенное внимание к истории Казахского ханства, сложно назвать хотя бы один популярный журнал. Даже те научные труды, которые издаются, выходят очень маленьким тиражом, причём для населения они недоступны.
Ещё одна проблема – резкое снижение качества подготовки историков-профессионалов. Многие предметы, им абсолютно необходимые (источниковедение, вспомогательные исторические дисциплины) исключены из вузовской программы; отсутствует или находится в зачаточном состоянии связь с другими научными дисциплинами. Политика государства ограничивается фестивалями, приуроченными к тем или иным историческим событиям.
С появлением в 1920-е – 1930-е годы казахского театра появляется и казахский сценический костюм с элементами национального декора. Со временем именно этот сценический костюм начинает отождествляться с костюмом национальным, что, конечно же, не соотносится с реалиями кочевого быта основной массы казахов в XIX – первой трети XX вв. Кочевой образ жизни приспосабливал одежду к кочевому быту, что, конечно же, не предполагало «художественных» излишеств. До сих пор остаётся спорным и вопрос о наличии или отсутствии в казахской кочевой культуре танцев. Известно, что у соседних народов – калмыков, монголов, башкир – культура танцев развита достаточно высоко.
Много проблем и с документалистикой, в частности, посвящённой «Ашаршылыку» (так называемый «голодомор» 1931-1933 гг.). При просмотре так называемых «документальных» фильмов с участием актёров бросается в глаза множество ошибок. Странно, когда герои 1920-х – 1930-х годов разговаривают между собой на современном русском или казахском языке. Не соответствуют советским реалиям военная форма, интерьеры и многое другое, что отчасти связано с дефицитом в республике научных консультантов. То же самое можно сказать о фильмах, снимаемых об истории Казахского ханства.
РОдна из карт Казахского ханства
В исторической науке имеется немало предположений и времени возникновения этого государственного образования, равно как и территорий, которые оно занимало. Тем не менее, было принято волевое решение отмечать 550-летие Казахского ханства в 2015 году.
Наверное, нет ничего удивительного в том, что государство пытается преподнести выгодную ему точку зрения на те или иные события давней или недавней истории, будь то «Желтоксан» 1986 года, события а Жанаозене в декабре 2011 года, либо же недавние массовые беспорядки и погромы. Проблема в том, что общество зачастую видит совершенно иную картину. К примеру, утверждения о «двадцати тысячах террористов», как минимум, нуждаются в доказательствах, которых пока в должной мере не представлено. Более того, Едва ли хорошо обученные террористы пользовались бы видавшими виды автоматами Калашникова или охотничьими ружьями…
13 февраля окото тысячи человек вышли на митинг с требованием справедливого расследования январских событий
Имеются сведения о нарушениях процессуальных норм в ходе расследования январских событий, даже о пытках. По-прежнему в ходу масса слухов, чётких ответов на которые в полной мере не даётся, и это внушает определённую тревогу. Своими действиями или бездействием государственные структуры сами во многом провоцируют народное недовольство. Например, каждый год накануне зимнего сезона неизменно резко, несколько раз, взлетают цены на уголь, в то время как власти делают вид, что не могут бороться с многочисленными перекупщиками, делающими немалые деньги буквально «из воздуха». Другой пример – резкий рост цен на «автомобильный» газ на западе Казахстана, что не могло не привести к массовым протестам.
К слову, выступления недовольных граждан продолжаются, так как объективные причины, приведшие к январскому «взрыву», не устранены. В любом случае, новейшая история Казахстана пишется буквально в настоящее время и, похоже, способна преподнести ещё немало сюрпризов.