90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Расширение, активизация и решительность – три кита развития ОДКБ

25.02.2022 13:00

Безопасность

Расширение, активизация и решительность – три кита развития ОДКБ

В самом начале этого года Организация Договора о коллективной безопасности прошла первую серьезную проверку. Подразделения вооруженных сил Армении, Белоруссии, Кыргызстана, России и Таджикистана были направлены в Казахстан с миротворческой миссией для стабилизации и нормализации обстановки.

Большинство экспертов позитивно оценивают действия всех государств-членов организации. Действительно, ОДКБ очень быстро и решительно отреагировала на террористические угрозы, обострившиеся в одной из стран объединения. При этом действия миротворческого контингента были скоординированы максимально корректно, направлены на защиту стратегически важных для Казахстана объектов.

Тем не менее, для поддержания заданного уровня объединение должно постоянно модернизироваться. Дальнейшее развитие организации требует экспертной проработки в части, касающейся наиболее приоритетных тем, таких как: характеристика современной архитектуры безопасности Большой Евразии; террористические угрозы на пространстве СНГ; информационные войны и «цветные революции» на постсоветском пространстве; место ОДКБ в геополитической структуре мира.

Обсуждению этих вопросов была посвящена Международная экспертная дискуссия «Настоящее и будущее ОДКБ в международном пространстве Евразии». Мероприятие, в котором приняли участие эксперты из России, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, состоялось 21 февраля 2022 года. Его организатором выступил Центр геополитических исследований «Берлек-Единство».

Модератор встречи, руководитель сектора изучения мировой экономики и евразийских интеграционных процессов Центра «Берлек-Единство» Алексей Чекрыжов, открывая дискуссию, отметил, что сегодня ОДКБ обладает всеми необходимыми ресурсами и возможностями.

По его словам, «в основе коллективной безопасности должен быть заложен качественный, а не количественный показатель. Это значит, что и объединение в систему безопасности должно проходить на основе общности интересов и угроз. Конечно, при этом недопустима политизация самой системы коллективной безопасности, а разграничение политических интересов отдельно взятых стран и общей проблемы обязательно. Таким образом мы можем достигнуть синергетического эффекта от структуры коллективной безопасности». 

Руководитель Центра «Берлек-Единство» Радик Мурзагалеев в приветствии к участникам мероприятия, также выразил мнение, что на эффективность ОДКБ влияет, прежде всего, комплексный подход к безопасности его государств-участников:

«Сегодня важно обеспечивать баланс механизмов двухсторонней и многосторонней дипломатии между государствами в вопросах безопасности.  Это касается и ОДКБ.

Например, приостановка членства Узбекистана в ОДКБ не помешала государствам продвигать двух- и многосторонний формат отношений, который сейчас находится на беспрецедентно высоком уровне, включая также и тесное взаимодействие в военной сфере. Современные реалии таковы, что фактический уровень двухстороннего взаимодействия стран имеет не меньшее значение, чем договоры многостороннего характера. России и странам Центральной Азии нужны сильные армии, способные реагировать на любые вызовы и риски извне.

Кроме того, отмечу и фактор баланса сил. Мне бы особо хотелось выделить связку ОДКБ, СНГ и ШОС. Инициатива синхронизации контактов по линии партнёрских Союзов – важный фактор международной и региональной безопасности.

Также хотелось бы сказать и об угрозах, которые представляют опасность не только странам СНГ, но и всему мировому сообществу. Я веду речь об афганском кризисе и о том, как ОДКБ будет на него реагировать в случае обострения ситуации. За двадцать лет присутствия американского военного контингента в Афганистане так и не была выстроена жизнеспособная социальная и экономическая инфраструктура. Что делали американцы в Афганистане? Мы сейчас наглядно видим результат этой работы.

ОДКБ обладает достаточными ресурсами для того, чтобы реагировать на эти вызовы и противодействовать внешним угрозам. Это и дипломатические контакты по линии министерств иностранных дел, и различные переговорные площадки. Также имеются достаточные военно-политические, военно-технические ресурсы, чтобы противодействовать терроризму, экстремизму».

По мнению директора казахстанского Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» Алибека Тажибаева, ОДКБ - единственный возможный вариант объединения, которое может обеспечить безопасность стран Содружества:

«На сегодняшний день альтернативы ОДКБ в качестве гаранта безопасности и стабильности в Центральной Азии не существует. Конечно, мы видим и другие проекты. Например, Турция пытается развивать силовую составляющую ОТГ (Организации тюркских государств). Однако, этот проект политизирован и его перспективы весьма сомнительны.

Дело в том, что государства региона, прежде всего, заинтересованы в решении конкретных угроз в сфере безопасности, в снижении угроз терроризма и экстремизма. Особенно в призме ситуации, которая сохраняется в Афганистане. Многим террористам, участвовавшим в январских событиях в Казахстане, удалось скрыться, а ведь в их руках осталось большое количество оружия. Трудно прогнозировать, в какой из стран региона они нанесут следующий удар.

В связи с этим повышается актуальность взаимодействия с ОДКБ для Ташкента. Поскольку ОДКБ продемонстрировала высокий уровень оперативности и эффективности, участие в данной организации стало бы залогом дальнейшей стабильности Узбекистана».

Аналогичные проблемы в своём выступлении поднял и старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. Эксперт отметил, что в современном мире множатся вызовы и риски безопасности государств, а новых инструментов и организаций, способствующих их разрешению, практически нет:

«Из этой проблемы исходит запрос о перестройке нашей совместной деятельности. Соглашусь со спикерами с тем, что риски области безопасности стран постсоветского пространства требуют консолидированного подхода.

Примером являются последние крупные кризисы, связанные с Афганистаном и январские события в Казахстане. Несмотря на то, что казахстанский кейс выглядит как внутренняя проблема государства, он несомненно порождает дополнительные угрозы для всего региона. Речь идет о трансграничной преступности, о группировках, которые используют открытость наших границ в своих целях. И сейчас серьёзнейшей проблемой региональной безопасности являются подобные международные группы преступников, которые к тому же вооружены.

Это формирует реальный запрос на перестраивание работы ОДКБ в сторону более сильного взаимодействия правоохранительных органов, силовых структур. Да, такое сотрудничество между нами заложено изначально. Однако сегодня требуется его полное переосмысление. Соглашусь с предыдущими докладчиками также и в том, что всё это невозможно без других государств Центральной Азии. Решать подобные вопросы невозможно без Узбекистана».

Эксперт по вопросам безопасности из Кыргызстана Икбол Мирсаитов затронул проблему информационных вбросов и фейков на примере январских событий в Казахстане:

«Считаю, что ОДКБ должна реагировать на информационные атаки в свой адрес. Вспомним хотя бы недавние события в Республике Казахстан, когда против неё велась массированная информационная кампания. Все международное сообщество знало, что миссия проводится на основании запроса Президента Казахстана Касым-Жомарт Кемелевича Токаева и в соответствии с документами организации, но внешние информационные вбросы от этого только усиливались. Целенаправленно предпринималась попытка через контент дискредитировать Казахстан, Россию, ОДКБ и раздуть конфликт в Центральной Азии. Но ничего не получилось. За всю операцию со стороны миротворцев ОДКБ не было произведено ни одного выстрела. Это, действительно, говорит о высокой подготовленности миротворческих сил и об умении эффективно решать проблему в корне.

Если говорить про рекомендации, то мне хочется выделить два важных аспекта. Первое, в рамках ОДКБ и СНГ нужно тщательно проработать вопрос об эффективном противодействии информационным фейкам и вбросам. Второе, события в Казахстане наводят на аналогии с сценариями «цветных революций». Мне представляется, что была попытка дестабилизировать ситуацию в Центральной Азии и втянуть в этот конфликт как можно больше государств. Конечно, не все моменты изучены и экспертному сообществу ещё предстоит ответить на все эти вопросы». 

Спикер из Узбекистана, доцент Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова Равшан Назаров обозначил важность двухсторонних узбекско-российских отношений в обеспечении безопасности Большой Евразии:

«Начать выступление хочу с одного важного уточнения. В международной среде нередко встречаются мнения и публикации о выходе Узбекистана из ОДКБ. На самом деле Узбекистан не выходил из ОДКБ, а только приостановил членство. Это совершенно другая международно-правовая процедура. И Узбекистан может только по одному заявлению восстановить своё членство в организации.

Вместе с тем двухсторонний формат узбекско-российских отношений, в том числе, в вопросах обеспечения международной безопасности находится на беспрецедентно высоком уровне. Приведу несколько примеров. В последние годы усилилось военно-техническое партнёрство между нашими странами, а также на регулярной основе проводятся встречи по линии министерств обороны.  Резко увеличилось количество граждан Узбекистана, которые обучаются в военно-учебных заведениях России. Армия Узбекистана пользуется преимущественно вооружением российского производителя.  Полагаю, что в дальнейшем такое взаимовыгодное сотрудничество будет только расширяться и способствовать глобальной и региональной безопасности».

Президент Общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев в своем выступлении помимо прочего обратил внимание участников на вопросы влияния на общественность стран-участниц объединения:

«… За период функционирования в адрес организации неоднократно звучала критика в части, касающейся ее эффективности. И как не хотелось получать подтверждение работоспособности ОДКБ, январские события нам его обеспечили. Обратил бы внимание участников на информационный аспект.

В период активной фазы действий миротворцев ОДКБ третьими силами велась активная информационная работа. В частности, до меня самого доходили слухи о том, что якобы миротворцы открывают огонь по мирному населению. Хотя на деле это было не так и ни одного выстрела вовсе не было произведено. Да и как такого соприкосновения с митингующими у контингента не было. Задача выполнялась иная – охрана важных объектов жизнеобеспечения населения. Но практика показала, что запустить слухи довольно-таки легко, равно как и заставить людей в них верить тоже не является невыполнимой задачей.

ОДКБ – это специфический военно-политический союз. Недавняя практика показала, что необходимо определить, каково ее позиционирование? Какой образ она проецирует? Это щит против внешних угроз или иное? Поэтому очень важным представляется сформировать восприятие организации внешними силами, а также населением стран-участниц. Государства-члены должны создать единый образ ОДКБ как сплоченной и эффективной структуры».

Политолог Центра геополитических исследований «Берлек - Единство» Артур Сулейманов рассказал об особенностях обсуждения вопросов безопасности в формате ОДКБ – ООН:

«В мире наблюдается дефицит безопасности и полная рассинхронизация в отношениях между структурами, которые должны её обеспечивать. Всемирная организация ООН не способна в одиночку реагировать на все риски, а в основе региональных структур, таких как НАТО, ОБСЕ и ОДКБ, лежат разнонаправленные интересы. Так, если НАТО претендует на глобальное доминирование и пытается подменить ООН, то ОДКБ считает зоной своей ответственности лишь территорию входящих в организацию государств. В этом принципиальная разница.

Если рассматривать востребованные направления сотрудничества ОДКБ и ООН, то особого внимания заслуживает миротворческая деятельность. Во-первых, ОДКБ обладает значительными ресурсами для эффективного проведения миротворческих операций ООН. Это около 3800 специально-обученных и подготовленных профессионалов. Во-вторых, военно-техническая оснащённость миротворцев отвечает высоким стандартам и требованиям ООН. И, наконец, в-третьих, миротворческая миссия ОДКБ действует в рамках норм Международного права и не переходит «красных флажков». Чего не скажешь про операции Североатлантического союза, который, как «каток» сметает на своём пути «неугодные режимы». В январе 2022 года миротворцы ОДКБ были задействованы в Казахстане. И весь мир наблюдал за эффективной операцией, которая не только подготавливалась, но и проводилась в кратчайшие сроки. Зашли – вышли». 

Потенциальное направления развития деятельности ОДКБ в своем выступлении обозначила Заведующая кафедрой «Международные отношения» Дипломатической академии МИД Кыргызской Республики Айнур Джоробекова:

«… Участие ОДКБ в урегулирования январского кризиса в Казахстане, безусловно, стало своего рода реинкарнацией объединения. Но в своем выступлении хотелось бы обратить внимание на проблематику кыргызско-таджикской границы, которую иначе кроме как провокацией и недоразумением охарактеризовать нельзя.

На недавнем Валдайском форуме неоднократно говорилось об оперативности и молниеносности ОДКБ в Алма-Ате. Однако в случае с пограничным конфликтом двух стран-участниц объединения подчеркиваемая молниеносность удивляет. Каким образом определяется оперативность кризисного реагирования? Днями? Месяцами? Может быть жертвами среди мирного населения?

Полагаю, что в этот юбилейный год необходимо выработать действенные механизмы функционирования ОДКБ, дабы характеристика «Пациент скорее мертв, чем жив» была неприменима к объединению. Более того для ОДКБ, выступающей гарантом безопасности на отдельно взятой территории, целесообразным представляется закрепить успех взяв на себя функции третейского судьи в решении кыргызско-таджикского пограничного вопроса».

Дискуссия затронула широкий спектр вопросов деятельности ОДКБ на современном этапе. По ее итогам команда Центра «Берлек-Единство» выработала ряд выводов и, возможно, рекомендаций для обеспечения эффективного развития объединения:

Возникла необходимость дополнительной проработки уставного целеполагания организации, что может выражаться в том же расширении сферы ее деятельности, ее практикоприменимости. Это связано с тем, что перед участниками возникают новые риски и угрозы, что обусловлено интенсивными изменениями в мире.
Немаловажно и возможное расширение сферы ответственности ОДКБ посредством принятия новых членов. Учитывая январское свидетельство эффективности организации в разрешении кризисных явлений, а также подогреваемую западными силами эскалацию напряжения в мире такой вариант развития объединения становится все более вероятным.
Сохраняются и даже усиливаются рисковые тенденции афганского фактора, так как реальных предпосылок к умиротворению ситуации в стране не наблюдается. Более того, отдельные заявления и действия внешних сил свидетельствуют о возможных провокациях на границах объединения. В этой связи помимо отработки ведения непосредственно боевых действий по отражению «потенциальной угрозы», странам-участницам объединения следует усилить работу по профилактике распространения экстремизма и терроризма среди общественности.
 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

25.02.2022 13:00

Безопасность

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Айнур Нуралиевна Абдылдаева

Абдылдаева Айнур Нуралиевна

Министр юстиции Кыргызстана

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
35%

населения Кыргызстана питаются лишь хлебом с сладким чаем

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31