На фоне драматических событий в мире главный редактор «Станрадар» Ольга Сухаревская побеседовала с руководителем аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» (г.Бишкек) Дмитрием Орловым о влиянии мировой ситуации на центрально-азиатский регион и будущих контурах мирового порядка.
- Начало спецоперации РФ на Украине оказывает влияние на весь мир, включая и страны ЦА. Какое влияние могут оказать эти события на политику союзников РФ, которыми являются все страны региона? Усилится ли евразийская интеграция или наоборот будет расти стремление к многовекторности?
- Многовекторность, которая в 1990-е годы считалась для так называемых «молодых демократий» разумной политикой, сейчас не несёт Центральной Азии ничего, кроме проблем. Видимо, из-за эйфории от «парада суверенитетов», никому из первых президентов новых независимых республик тогда не пришло в голову, что эти «векторы» не всегда бывают союзниками друг для друга.
Что касается евразийской интеграции, то её дальнейшая судьба, как бы цинично это ни звучало, зависит от того, выстоит ли Россия против давления на неё со стороны Запада. На Востоке всегда уважали силу — от кого бы она ни исходила. Но страны Центральной Азии в то же время — очень неоднородны. Все они, в той или иной мере, зависят от всех крупных мировых игроков России, Китая и США. Поэтому с их стороны ждать, чья возьмёт — вполне оправданно. Чтобы в ходе противостояния России и Китая с Западом случайно не попасть под раздачу.
Такая многовекторность, безусловно, может не устраивать ни Москву, ни Пекин, ни Вашингтон. Но отказаться от региона для них — значит, передать его в руки противника. Вся реальная политика в Центральной Азии построена именно на этом.
- Какую реакцию у населения Кыргызстана и стран региона вызвали действия России?
- В том-то и дело, что социологических опросов на эту тему нигде в регионе не делается. Потому что в странах Центральной Азии все сейчас заняты исключительно своими проблемами — им не до Украины. Но знаете, вряд ли кто-то, будучи в здравом уме, скажет вам, будто всё, что происходило на Украине с момента начала «Евромайдана» до сегодняшнего дня — это хорошо и достойно всяческого поощрения.
Если же мы возьмём информационное пространство, то можно констатировать, что оно в Центральной Азии практически захвачено, назовём их так, прозападными силами. Наиболее активны в этом плане казахстанский и кыргызский сегмент социальных сетей. Таким образом, мы имеем дело с информационной войной, которая во все времена сопровождала тот или иной «горячий» конфликт.
Делятся эти силы на четыре категории: сетевые националисты, наёмные «тролли», «эмоциональные дилетанты» и представители так называемого «гражданского общества». То есть, сотрудники неправительственных организаций и бизнес-проектов, ориентированных на Запад. И где гарантия, что «эмоциональные дилетанты» не состоят где-нибудь на учёте во всяких «центрах управления», как завербованные помощники? На деле они этими помощниками не являются, но кто-то может получать от своих шефов деньги, якобы на оплату их работы в соцсетях или участие в «антивоенных митингах».
Разумеется, все эти категории размещают на своих аватарках флаги Украины, всячески оскорбляют тех, кто с ними не согласен по вопросу того, что с нацизмом в этой многострадальной стране пора заканчивать, и распространяют фейки о «зверствах российских солдат». А всех, кто с ними не согласен, они ещё с 2014 года записали в «путинисты». Оказывается, чтобы стать «путинистом», надо всего лишь быть против убийств мирных людей в Одессе и на Донбассе, а также ежегодных «факельных шествий» 1 января — в день рождения некоего С. Бандеры. Ну а вопрос: «Где все эти плакальщики были 8 лет?» задаётся с первых часов этого противоборства. А что в ответ? Ничего — кроме оскорблений и угроз убить, искалечить и так далее. Причём пишут это те самые люди, для кого жизнь человеческая важнее, как они сами пишут.
Все эти силы, не считая «дилетантов», прекрасно организованы, обучены по линии всяких «медийных агентств» и оснащены. Тогда как сопротивление им — удел либо одиночек, либо разрозненных групп даже не знакомых друг с другом. О необходимости создавать под эгидой ОДКБ, ШОС или СНГ единый центр борьбы с информационными угрозами говорят уже давно. Но заниматься этим делом никто то ли не может, то ли не хочет. В итоге на информационном поле резвится кто угодно, а это очень сильно мешает установить истину. Стратегическую инициативу перехватить можно, но этого перехвата не происходит.
- Решительная позиция РФ в конфликте с НАТО фактически изменила сложившуюся после распада СССР геополитическую реальность. Китай практически поддержал Россию. Возникнет ли вновь двуполярный мир или речь идет о многополярности?
- Это очень сложный вопрос. Всё зависит от того, до какой степени те или иные «центры силы» готовы пойти на уступки друг другу. Понятно, что от однополярного мира многие устали. Да и сама Америка, что тоже очевидно, устала быть единственной, которую все ненавидят. Скажем прямо: несмотря на свою мощь, с задачей управления миром она не справилась.
И если мы снова вернёмся к реальной политике, то здесь надо отметить главное: Америке невыгодно полное уничтожение России, потому что ей тогда придётся остаться один на один с Китаем. Китаю, по той же самой причине, невыгодно уничтожение ни России, ни США. России, естественно, тоже не улыбается остаться один на один с США или Китаем. Хотя вставлять шпильки друг другу они, безусловно, будут.
- Как в такой ситуации вести себя странам Центральной Азии?
- Больше думать о своих национальных интересах. А они сейчас состоят исключительно в том, чтобы не исчезнуть с лица Земли. Поэтому Большой Евразии необходима более тесная интеграция друг с другом. «Вместе мы — сила» - это не фигура речи и не лозунг. Это — неоспоримый факт, как бы кому-то ни хотелось доказать обратное.