В марте в руководстве Народной партии Казахстана (НПК) произошла реорганизация. После январского кризиса партийное поле Казахстана перестраивается, в ход идут «сверху» – политические реформы, «снизу» – новые общественные инициативы, здоровая политизация общества. Еще одним двигателем политического процесса теперь станут и поправки в Конституцию Казахстана. О том, как обновленный состав руководства НПК собирается отвечать на накопившиеся проблемы внутри страны, и как реагировать на вызовы извне – Ia-centr.ru рассказал заместитель председателя Народной партии Казахстана Рахим Ошакбаев.
– Сейчас очень сильно меняется партийное поле Казахстана. Больше десятка объединений объявили о создании партий, четыре – уже подали заявки на регистрацию в министерство юстиции РК. Как Вы видите место НПК в меняющемся партийном поле Казахстана, какую цель ставит перед собой Народная партия Казахстана?
– Сейчас партийное поле активно трансформируется, говорить о каких-то выводах пока рано. Меняются рамки, новые политические реформы еще не вступили в силу, но анонсированы.
Очевидно, что после январских событий в Казахстане произошла здоровая политизация общества, политические институты, в том числе партии, не смогли выполнить свою ключевую функцию – репрезентации интересов граждан и представления их чаяний, требований в рамках политического процесса. Поэтому это вызов для всей политической системы. Для партий важнейшая задача сегодня – стать реальным институтом для защиты интересов граждан.
У Народной партии Казахстана новый председатель, Ермухамет Ертысбаев, он пригласил меня своим заместителем, для того, чтобы я помог разработать левоцентристскую социал-демократическую идеологию для НПК, «локализовать» эту модель для Казахстана.
Мне как экономисту очень импонируют социалистические, левые воззрения. В последние годы это стало даже мейнстримом.
Потому что без необходимого регулирования оголтелый хищнический капитализм приводит к усугублению неравенства. Этот тренд характерен сейчас для многих стран, в том числе для Казахстана, где уровень неравенства и бедности вопиющий.
Поэтому моя задача – разработка этой идеологии и согласование ее в дальнейшем с партийным блоком, и на этой основе уже репозиционирование и подготовка к избирательной кампании.
– А если говорить о столпах в левоцентристской идеологии, на решение каких проблем будет нацелена деятельность партии? Ведь в январских событиях тоже был компонент социально-экономической неудовлетворённости населения.
– Как мне представляется, для основного населения проблемой остается несправедливость в распределении национального богатства. Об этом говорил и президент Токаев, упоминая исследование KPMG, – 167 казахстанцев владеют львиной долей имущества страны. Вместе с тем значительная черта населения живет у черты бедности.
Есть и другие темы, которые мы много лет поднимаем, например, растущая закредитованность. По нашим подсчетам, от 1,5 до 3 млн казахстанцев сейчас не могут исполнять свои обязательства по кредитам и находятся на взыскании, а это около 30% экономически активного населения, гигантская цифра.
Возможно, в мировом плане Казахстан один из лидеров по уровню закредитованности населения – невероятно высокие процентные ставки по подписанным кредитам, отсутствие какого-либо эффективного регулирования. Последние годы политика монетарных властей строилась в тотальном потакании интересам финансового сектора, ситуацию усугубила пандемия. Если вы посмотрите на распределение богатств, то легко понять – кто выиграл за последние годы и кто проиграл.
Финансовый сектор показывает рост прибыли и доходов, капитализация крупнейшего банка выросла на 15 млрд долларов. А у серьезной части население произошло обесценивание состояния.
Убежден, что в январе произошла реакция общества против экономической несправедливости. Абсолютно показательное потребление элиты на фоне полного отсутствия экономических перспектив у населения вызвала справедливый, но отчаянный протест. И эти предпосылки никуда не ушли. Ключевой месседж Народной партии – существенно более справедливое распределение национального богатства.
Я возглавляю центр экономических исследований «Талап», где мы тоже изучали ситуацию. Сегодня природная рента (добавочный доход, получаемый сверх определённой прибыли на затраченные труд и капитал – например, при добыче природных ископаемых) распределяется в Казахстане между инвесторами и компанией «Самрук-Казына», которая аккумулирует в себе портфели ключевых стратегических активов страны.
С начала создания «Самрук-Казына» с 2008 года получила уставной капитал в 1,7 трлн тенге, и обратно выплатила дивиденды за все это время в 300–400 млрд тенге, то есть разрыв в 1,3 трлн – это то, насколько бюджет понес ущерб. Можно точно сказать, что Казахстан как государство не получает доходов от вложений в эти стратегические активы, еще не считая льготных кредитов, которые представлялись холдингу «Самрук-Казына» из Нацфонда Казахстана.
Здесь проблема не столько менеджмента организации, но вопрос к неэффективному собственнику в лице государственных структур, правительства, которые не могут обеспечить управление и мотивацию к получению доходов.
Поэтому мы выдвинули идею о том, чтобы провести реприватизацию этих национальных богатств на существенно более справедливых основаниях. Их нельзя передать олигархам в собственность – люди против этого, поэтому мы предлагаем дать возможность каждому казахстанцу получить неотчуждаемую, привилегированную акцию, по которой можно получать личный доход от национальных богатств.
Эффективность и прозрачность таким образом вырастут, а доход по акции можно считать и базовым доходом. НПК нашла нашу идеей близкой для себя и сделала запрос по внесению в рамках Конституционной реформы по изменению формулировки «земля, недра и богатства принадлежат государству», на «земля, недра и богатства принадлежат народу». Это изменение вошло в поправки к Конституции, одобренные специальной комиссией.
Мы хотим начать разработать закон, чтобы реализовать эту поправку на деле.
– Планируется ли какое-то репозиционирование для партии в политическом, в идеологическом ключе?
– Я думаю, что это было бы уместно. Название «коммунистическая» (ранее партия называлась Коммунистическая Народная партия Казахстана) до сих преследует Народную партию Казахстана. Нужно предложить избирателю какое-то более понятное позиционирование.
Мне кажется, как раз разработка закона по более справедливому распределению национального богатства может быть двигателем идейных посылов для партии.
С точки зрения политической системы, наш приоритет – народовластие. И я, и Ермухамет Кабидинович Ертысбаев, выступаем за создание политической системы «снизу – вверх», а не наоборот. Получение опыта выборов местного самоуправления, особенно в городах.
– Недавно появился институт выборов сельских акимов…
– Однако более половины населения Казахстана проживает в городах. Выборы глав городов не стоят на повестке, хотя я уверен, что у населения есть такой запрос.
Противники этой идеи говорят о том, что выборы могут привести к неуправляемости, дестабилизации на местном уровне. У Казахстана уже 30 лет своя государственность, но так и нет устойчивого опыта выборов. Именно такая модель выстраивания «снизу – вверх» позволит нам гибче отвечать на общественные запросы. Кризис, в котором и по сей день пребывает Казахстан – продукт концентрации власти в одних руках и отсутствия системы сдержек и противовесов.
Что привело к тому, что ключевые спецслужбы были приватизированы, какие-то направления госполитики регулируются только в интересах финансово-промышленных групп, парламент не может обеспечить эффективный контроль. Цель, к которой мы должны прийти, демократизация политической системы.
– Как будет происходить обновление состава Народной партии, особенно в регионах и на местах? Условно, партия «Нур Отан» ранее проводила праймериз. Вы будете опираться на костяк партии или пойдете за новыми кадрами в регионы?
– Безусловно, нам нельзя потерять ядро партии. После январских событий стало очевидно, что всем партиям нужно обновление.
Первый шаг – спецификация идеологической платформы. Второй шаг – люди, которые поддерживают партию и ее стремления. Стоит задача сформировать большой партийный список на республиканском и на региональном уровне.
Мне кажется, что праймериз партии «Нур Отан», по моей личной оценке, не позволил партии обновиться. Я уверен, что правящая партия, которая имеет большинство во всех парламентских представительствах, несет прямую ответственность за январский кризис. Праймериз им не помог, и они даже в какой-то степени этот механизм дискредитировали – было много нареканий на прозрачность его работы.
Я знаю много таких пассионарных людей, которые участвовали, но не смогли пройти из-за непрозрачных механизмов отбора. Есть даже такое предложение, всех, кто ходил на праймериз «Нур Отан», приглашать к нам в НПК – людей со здоровыми политическими амбициями правящая партия отвергла, поэтому хотелось бы помочь им реализовать свой потенциал.
– Как текущая геополитическая ситуация влияет на позицию НПК и Вашу личную позицию?
– Те, трагические события, которые сейчас происходят – результат провала дипломатии, и, наверное, всем здравомыслящим людям сегодняшний геополитический расклад говорит о ценности мира, ценности дружбы, союзничества и т.д.
Поэтому во внешней политике и то, что я конкретно буду выдвигать на обсуждение, это то, что Народная партия Казахстана предлагает сделать ключевым приоритетом страны реализацию принципа добрососедства. Приоритетом должно стать поддержание добрососедских отношений со всеми соседями нашей страны – Китай, Россия, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Иран, Азербайджан. Мы должны быть полезными нашим соседям по периметру и работать на принципах «win-win».
– Упор на прагматизм в отношениях?
– Мне не нравится слово прагматизм, я бы сказал, устойчивость. Вы можете с партнером поступить прагматично – «ничего личного, просто бизнес», но это подрывает долгосрочное доверие.
Да, вы можете сейчас не выиграть, но заработать очки вдолгую – например, пока в ЕАЭС у Казахстана отрицательный торговый баланс, но есть много других аспектов, которые позволяют странам быть экономическими партнерами и поддерживать друг друга. И это для устойчивости отношений это намного важнее. География – это судьба, и здесь НПК будет действовать в интересах граждан Казахстана, которые хотят уверенности в завтрашнем дне и экономической стабильности.
Правила комментирования
comments powered by Disqus