Дети из поселения Дюкер в Баткенской области учатся в школе, непохожей на другие учебные заведения — она представляет из себя старый строительный вагон.
Кундуз учится в 5-м классе. Каждый будний день она приходит в школу и присоединяется к ещё 12 детям из поселения Дюкер, которые внимательно слушают всё, что им рассказывает учитель Мария Исаева.
Непонятно, как Кундуз должна называть ребят, которые делят с ней классную комнату — они не совсем её одноклассники в привычном понимании этого слова, потому что в комнате сидят дети разных возрастов, с 5-го по 8-й классы.
Необычен и антураж — действие происходит не в привычном здании школы, а в старом строительном вагоне, который отслужил своё и на пенсии исполняет роль учебного заведения.
«Каждый класс проходит свой урок, но сидим мы в одной комнате. Учительница сначала объясняет нам, потом даёт задание. Пока мы его делаем, 6-му классу отдельно дают задания, а затем 7-му и 8-му», — так описывает Кундуз свой типичный учебный день.
Всего в необычной школе-вагоне учится 28 детей. Кундуз ходит в первую смену, с утра до обеда.
После обеда за парты садится малышня — 15 детей, с 1-го по 4-й классы.
Один из кабинетов школы.
Поселение Дюкер находится в одном из самых малонаселенных уголков Кадамжайского района Баткенской области.
В нём более десяти лет в маленьких времянках живут 30 семей.
Само поселение не имеет никакого статуса — сюда съехались крестьяне, которые осваивают новые земли для сельского хозяйства. В отличие от населенного пункта, дюкерская школа-вагон зарегистрирована — официально она является филиалом школы №28 в ближайшем селе Бүргөндү и действует с 2007 года.
До того, как она открылась, дюкерские дети вынуждены были ради получения знаний добираться до Бүргөндү. На автомобиле это близко — 10 с лишним километров, но транспортное средство в этом поселении есть далеко не у каждого.
Хотели закрыть
Местные власти пытались закрыть школу-вагон, но, увидев с какими трудностями тогда столкнутся дети, отказались от этой идеи.
«Пришли люди из министерства [образования] и акимиата с целью закрыть школу-вагон. Измерили расстояние между Дюкером и школой в Бүргөндү — вышло более 10 километров. К тому же, по дороге в Бүргөндү есть нефтегазовые пруды, большие каналы и трасса. Из-за страха перед этими опасностями решили не закрывать школу», — рассказывает Абдусамат Курсанбаев, директор «родительской» школы №28.
Портреты кыргызских писателей под потолком вагона.
Вагон разделён на две комнаты, в каждой из которых стоят парты и самые настоящие школьные доски.
Зимой детям обеспечивают тепло при помощи обыкновенной газовой плиты.
«Утром и вечером родители или мы сами, преподаватели, смотрим и чистим газовую плиту. Газовые трубы установлены крепко», — рассказывает преподаватель Мария Исаева.
Все предметы, кроме языков
Кроме неё, в школе работают ещё два преподавателя, каждый из которых ведёт самые разные предметы.
Дети проходят все предметы согласно программе министерства образования, кроме английского и русского языков. Учителя утверждают, что они имеют достаточное для всех детей количество учебников.
«Сейчас, из-за того, что маленькая у нас школа, в первый класс мы не можем брать много учеников. Если бы правительство построило нам здание, было бы хорошо», — говорит Исаева.
Дюкерский пейзаж со школой.
У властей такие планы есть — жители Дюкера должны получить земли неподалёку, на которых будет построено новое село со всей полагающейся инфраструктурой.
На нынешней территории они жить не могут, поскольку эта земля предназначена для сельского хозяйства.
«Те люди, которые живут в Дюкере, будут переведены в новое село, в котором будут построены и школа, и другие необходимые постройки, все там будет построено. Генеральный план уже разработан в Оше и введён в государственную программу», — объясняет глава Ак-Турпакского айыльного округа Алчыбай Туралиев.
Пробелы в образовании
Кундуз говорит, что ей нравится учиться в школе, несмотря на тесноту — преподаватель, по её словам, доступно и интересно объясняет все темы.
У некоторых родителей другое мнение — Дильбар Байматова считает, что её дети не получили достаточного уровня знаний.
Школьный двор.
Поскольку в дюкерской школе-вагоне нет классов старше 8-го, Байматова отдала свою дочь для учёбы в старших классах в школу села Чоң-Кара, тоже в Кадамжайском районе.
Байматова, тем не менее, переживает, что у её детей остались серьёзные пробелы в образовании.
Кроме того, из-за большого расстояния, дочь Байматовой была вынуждена переехать в это село к родственникам.
«Дочка говорит, что в чужом доме ей жить трудно. Но если вернуть её сюда, она же останется без образования».
Правила комментирования
comments powered by Disqus