90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Президент Казахстана не уверен в своем завтрашнем дне?

Президент Казахстана не уверен в своем завтрашнем дне?

Выборы, выборы…

В Казахстане вскоре пройдут досрочные президентские выборы, объявил в первый день осени Президент Касым-Жомарт Токаев, который, вне всякого сомнения, примет участие в новой президентской кампании. Победитель, а им, как все понимают, станет действующий глава государства, будет руководить республикой семь лет без права баллотироваться на второй строк.

«Для меня интересы государства превыше всего. Поэтому я готов сократить срок и пойти на внеочередные выборы», – заявил он в парламенте.

Инициатива Токаева стала большой неожиданностью не только для населения, но и для экспертного сообщества. Как известно, полномочия президента заканчиваются только через два года, и, спрашивается, что мешает нынешнему хозяину Ак-Орды спокойно просидеть к президентcком кресле до 2024 года?

«Семь лет – это достаточный период для реализации любой амбициозной программы. С другой стороны, ограничение президентского мандата одним сроком обеспечит максимальную нацеленность главы государства на решение стратегических задач общенационального развития. Жизнь не стоит на месте, динамика глобальных процессов и общественного развития внутри страны ускоряется с каждым днем»,– объясняет Токаев.

Внутриполитические инновации главы государства этим не ограничиваются.  Так, в первой половине 2023 года в республике будет сформировано новое правительство.

«Мы получим новый состав депутатов, представляющих интересы широких групп граждан. Уверен, это повысит эффективность работы маслихатов и парламента… Это позволит исполнительной власти принимать более сбалансированные решения, отвечающие запросам всего общества»,

– пояснил президент Казахстана.

Как упомянуто выше, срок президентского правления будет увеличен с пяти до семи лет, однако переизбрание на второй срок будет запрещено. Вопрос о том, в какой последовательности это произойдет, вызвал споры. Многие предположили, что «запретительная» поправка вступит в силу уже после выборов. А это значит, что новый президент, то бишь тот же Токаев, проработает пять лет, а затем сможет баллотироваться ещё и на семилетний период.

Так, политолог Данияр Ашимбаев считает, что изменения в Основной закон республики, в частности в статьи 41 и 42, проведут через парламент. По его мнению, на предстоящих выборах президент будет избираться на пять лет, до 2027 года, а потом – на один срок на семь лет – до 2034 года. По его словам, Токаев проводит выборы сейчас, чтобы исключить воздействие негативных внутренних и внешних факторов на стабильность и устойчивость власти на следующие пять лет.

Близкие к Акорде политологи, впрочем, это предположение опровергают. «Нынешняя кампания пройдет уже по-новому принципу. То есть парламент до начала выборов внесет предложение Токаева в законодательство, которое сейчас позволяет баллотироваться на два срока по пять лет», – пояснил РИА Новости один из них, Ислам Кураев.

Опрошенные агентством эксперты считают, что казахстанский лидер нуждается в подтверждении своей легитимности после известных январских событий.

«Токаев желает окончательно получить легитимность после известных событий в начале года. Ему необходимо прояснить, какая часть граждан его поддерживает. И конечно, он надеется на победу. Тем более он, как любой политик, просчитал удобный момент, который позволит ему выиграть»,

– отметил руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Александр Гусев.


Большинство жителей республики поддерживает Токаева, на сегодняшний день альтернативы ему нет, указывает председатель общественного фонда Eurasian Expert Council Чингиз Лепсибаев: «Есть чёткий водораздел между старым Казахстаном с его порядками, которые многим не нравились, и новым. Если президент переизберется, то получит мандат на очень серьезные политические реформы».

Однако, есть юридическая нестыковка. «Для того, чтобы президент Токаев в ходе предстоящих выборов избрался по новым правилам, ему нужно провести конституционную реформу до дня голосования. В противном случае он сможет находиться у власти только пять лет, до 2027 года. Любые другие поправки, так сказать, по ходу процесса с точки зрения юридических практик будут нелегитимными»,

– считает старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. Мировой и региональный опыт показывает, что семи лет одного разрешенного срока очень мало для любого политика на посту президента, чтобы добиться сколько-нибудь заметных результатов. С учётом неустоявшихся политических традиций и институтов подобного рода, изменения часто отыгрываются назад уже следующим лидером, как это произошло, например, в Киргизии.

Подтверждение легитимности необходимо Токаеву для противодействия старым казахстанским элитам, связанным с кланом Елбасы.

«После трагического января произошло обрушение системы власти в Казахстане. В результате кадровых перестановок пришли чиновники второго-третьего эшелона, а прежние выгодоприобретатели, связанные с первым президентом, ушли в тень. Но у них остались финансы и теневые рычаги управления. Если вначале они были растеряны, то сегодня идет их консолидация. Вполне вероятно, в качестве альтернативы Токаеву из них выберут кого-то из тяжеловесов, в частности, обсуждаются кандидатуры бывших премьер-министров Имангали Тасмагамбетова и Аскара Мамина. Это достаточно сильная угроза для действующего президента, поэтому он решил действовать на опережение», – сказал «Независимой газете» директор региональных программ Каспийского института стратегических исследований Юрий Солозобов. – Токаев продолжает курс на постепенную либерализацию, начатую ещё первым президентом Нурсултаном Назарбаевым. Токаев не пошел по белорусскому пути, не ввел в стране ЧП в ходе январских событий, и пока нет признаков того, что намерен сконцентрировать власть в своих руках. Это только делает ему честь».

На наш же взгляд, именно эта «либерализация» как раз и делает власть Токаева размытой и неэффективной. Ослабив президентскую вертикаль, президент вынужден маневрировать прибегать к разного рода манипуляциям, дабы «проскочить» период геополитической неопределённости, связанный с продолжающейся российской специальной военной операцией на Украине.

Скорее всего, расчёт делается на то, что затеянные новые выборы позволят на время уйти от четкого позиционирования геополитической позиции под предлогом необходимости проведения якобы актуальных внутриполитических реформ. На самом же деле, никаких принципиальных социальных и экономических преобразований, способных «выдернуть» Казахстан из так называемой «воронки событий», приближающей реальную утрату республикой своего суверенитета, Токаев обществу не предложил, да и едва ли собирается предлагать.

«Досрочные президентские выборы можно считать и мерой по сдерживанию фрагментации казахской политической элиты, которой способствовало бы приближение выборов в 2024 году, теперь этот повод для ориентации на альтернативных кандидатов деактуализируется и будет ориентировать большую часть элиты на действующего президента. При этом риски новой вероятной дестабилизации в Казахстане сохраняются, и значительная часть элиты, особенно связанная с экс-президентом Назарбаевым, еще может попытаться взять реванш, располагая необходимыми ресурсами», – пишет Телеграм-канал «Восточное ревю с Александром Князевым». Добавим к этому: внутриполитическая деконструкция была бы полезна и некритична для Токаева, если бы он располагал широкой социальной базой, либо же опирался на преданных силовиков.

Достаточно посетить вечно бунтующий Жанаозен или заглянуть ненадолго в мигрантские гетто Алма-Аты, чтобы понять, что социальная база второго президента Казахстана не так уже велика. Притворная же «верность» силовых структур, настолько непрочна, что первое же социальное потрясение (инициированное, как всегда, извне), не оставит от неё и следа.

Таким образом, очередная выборная канитель и возможное изменение Конституции чреваты новыми потрясениями, которые будет иметь хорошие шансы на успех. Единственное, что могло бы обеспечить Токаеву политическую стабильность, как мы отмечали в предыдущих публикациях – это чёткий курс на дружбу и сотрудничество с Россией.

Как можно предположить, он это понимает, однако бросить вызов подпитываемым извне многочисленным русофобам и национал-патриотам, для которых Россия – «враг номер один», не решается.

И что же в итоге? «Кривые глухие окольные тропы…», которые рано или поздно приведут слабохарактерного политика к карьерному и личному краху? Не хотелось бы верить, но…

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Ричард (Дик) Монро  Майлз

Майлз Ричард (Дик) Монро

Временный поверенный в делах США в Кыргызстане

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
0.4%

взрослых граждан Туркменистана имеют счет в банке

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30