Мы продолжаем искать ответ на вопрос: каким должен быть казахский национализм? На страницах нашего издания прозвучало множество самых разных мнений на этот счет. Одни ругают власть за то, что та действует не в интересах своей нации, другие обвиняют активистов национал-патриотического движения в стремлении подорвать межнациональную стабильность, третьи выступают против интеграционных процессов. Но всех этих людей объединяет одно – уверенность в том, что рано или поздно Казахстан все-таки станет национальным государствам. Остается только найти правильный путь развития, чтобы избежать в будущем конфликтов и трагедий.
Расул Жумалы, политолог:
Чем раньше, тем лучше
- Нравится это кому-то или нет, но Казахстан становится все более казахским государством. В данном случае под “казахским” имеется ввиду не только казахский народ, но и все граждане страны, которые связывают себя и свое будущее с Казахстаном.
Хотя соответствующая норма о государствообразующей роли казахов была прописана в Декларации о суверенитете и других основополагающих документах, в реальности этот процесс постоянно тормозился. Взамен были попытки усидеть на многих стульях либо придумать новую формацию казахстанцев – в частности по примеру американской нации. Но данный опыт абсолютно неприменим к нам, поскольку США – страна мигрантов, созданная на костях коренных жителей, тогда как Казахстан издревле является государством казахов.
Из таких экспериментов мало что получилось. Как следствие, в Казахстане до сих пор нет нациоконсолидирующей идеи, а есть отдельные, редко пересекающиеся, в последнее время даже конкурирующие миры. Надо признать, это весьма опасная тенденция, угрожающая целостности и стабильности государства.
Если мы взглянем на мировой опыт, то увидим, что все страны, за исключением, пожалуй, только США, идут по пути строительства именно национальных государств. И этого не стоит бояться, а напротив, надо стремиться к этому. В той же Франции помимо коренного населения живут арабы, африканцы, азиаты и т.д., но все они считают себя французами, всех их объединяют французский язык, французская культура и литература, французская история, традиции, ценности французского народа. То же самое в Китае, Великобритании, Италии – везде. В Казахстане же до сих пор почему-то присутствуют необоснованная боязнь и нерешительность в этом вопросе. Хотя налицо демографические, социальные, политические, экономические и прочие тенденции, на которые необходимо адекватно реагировать.
Игнорирование этих факторов либо постоянное откладывание необходимых решений на потом приводит к тому, что люди сами начинают требовать, добиваться развития процесса государственного строительства Казахстана именно как национального государства, где стержневую роль должен играть казахский народ – при том, что все другие этносы будут иметь равные права. Это рано или поздно произойдет. Однако крайне важно, чтобы это произошло как можно раньше – мы и так потеряли 22 года. Не менее важно понять, что дальнейшее затягивание этого вопроса приведет к нарастанию нежелательных процессов.
Галым Агелеуов, правозащитник:
Есть только один путь
- Казахский национализм в Казахстане – это, с одной стороны, казахская национальная идея – уважение к наследию наших предков, включая мировоззрение, и, с другой стороны, понимание приоритета гражданских прав и свобод.
Наследие предков – это мировоззренческий стержень, основа которого – дух батырской свободы, бережное отношение к ценностям кочевой культуры, творческая импровизация кюйши и жырау, восстановление Пути казахского народа. Это и святые даты как зазубрины в памяти народа. Только в XX веке это наследие Алаш-орды и их борьба за суверенитет, голод 1932-33 гг., расстрел политических оппонентов как “врагов народа” в 1920-30 гг., “Алжир” и “Карлаг”, участие в войне, освоение целины, создание научных и творческих школ, авторитаризм и возрождение демократических традиций, Желтоксан-86 и Жанаозен-2011.
Второе направление – обоснование этой историко-культурно-мировоззренческой традиции (внутренний стержень) и включение в нее строительства современной нации с такими базовыми понятиями, как гражданские права и свободы, при уважении прав всех граждан Республики Казахстан. Как только правящая псевдоэлита осознает приоритет прав и свобод, начнется строительство единой гражданской нации. Другого пути у нас быть не может. Поэтому под национализмом я понимаю духовное, культурное возрождение казахского народа, как и других народов Казахстана, и создание гражданских институтов, прав и свобод, где все равны и приоритет отдан Конституции республики.
Серикжан Мамбеталин, эколог:
Дорогу патриотам!
- Слово “национализм” в постсоветских государствах имеет негативный оттенок. Тогда как во всех других странах это синоним слова “патриотизм”. Наша самая большая проблема заключается в том, что так называемых казахских националистов боятся. Хотя лично я предпочитаю называть их национал-патриотами и говорить о казахском патриотизме.
В Казахстане национализм двухуровневый. У нас многие путают отношения между казахским этносом и другими диаспорами, которые здесь проживают, с национализмом, который проявляется на межгосударственном уровне. Позиция казахского патриота, казахского националиста должна быть такой: мы живем в мире и согласии с теми, кто населяет страну под названием Казахстан вне зависимости от этнической принадлежности. Русский, украинец или дунганин – это все наш народ, я всех нас называю казахами.
Но когда речь идет об ущемлении интересов государства на международном уровне, тогда включается нормальный, здоровый национализм. Например, когда Китай просит в аренду миллион гектаров, и наше правительство готово отдать им эти земли. Или когда Россия, не считаясь с нашими интересами, тащит нас в Таможенный союз. Или когда американцы в Западном Казахстане, на Кашагане, добывая нефть, убивают Каспийское море. Ведь от таких действий страдают все жители страны независимо от их национальности.
Поэтому нельзя называть казахских патриотов какими-то русофобами или людьми, у которых нет ни кругозора, ни знаний. Я всегда прошу разделять патриотизм государственного уровня и патриотизм, который зиждется на межнациональном согласии. Если будет сильный, развитый казахский национализм, то тогда и стране будет лучше, и всем тем диаспорам, которые живут в Казахстане. Я не вижу у нас другой идеологии, кроме как патриотической.
Правила комментирования
comments powered by Disqus