Асылбек Енсепов – известный домбрист и кюйши, основатель стиля ДЭККО, в котором сочетаются домбра, эстрада, кюй, компьютер и исполнитель, один из ведущих композиторов современной казахской этно-музыки – поделился мыслями о вдохновении и о правильном применении таланта. А также – о мировом автопроме, который меняется также быстро, как и музыка.
Асылбек Жасаралович, как рождается новая мелодия, с чего всё начинается? Что вдохновляет вас на творчество?
– Чтобы написать музыку, сидеть и ждать вдохновения – не совсем правильно. Вдохновение, та самая «искра», когда начинает рождаться мелодия, приходит во время работы. Когда ты постоянно работаешь в студии, сам этот процесс и приводит к появлению новых «озарений». А если ждать, когда мелодия придет сама, если сидеть и смотреть в окошко в ожидании вдохновения, то так можно годы потерять.
Что вы цените в жизни? Как и почему, на ваш взгляд, к человеку приходит успех?
– Успех – это всегда целенаправленность, он никому не падает с неба. О творческих людях, об артистах, о тех же композиторах или певцах есть расхожий стереотип: многие думают, что им всё дается легко, что называется на блюдце. Это не так. Всё дается только огромным трудом, упорным, часто долгим и рутинным, выматывающим. Попробуйте, например, отработать концерт. Что же касается каких-то секретов успеха, то их как таковых нет, здесь всё просто. Я глубоко убежден: каждому человеку нужно заниматься только своим любимым делом, только тем, к которому у него есть способности и талант, и не тратить времени ни на что на другое. Не распыляться. Потому что потеря времени – это потеря себя. Если Всевышний дал тебе дар в какой-либо сфере, то используй его по максимуму, прямо сейчас, не жди, не сомневайся, а работай. И тогда сможешь достигнуть высот в своей сфере. Любой человек, не только музыкант – строитель, водитель, ученый, пилот, банкир – добьется самых впечатляющих результатов, если будет заниматься тем, к чему у него есть предрасположенность от рождения.
Ваши мелодии современны. Как влияют на ваше творчество цивилизация, урбанистика, развитие технологий?
– Современный мир, конечно, влияет на передачу твоих музыкальных образов. Изменения происходят стремительно. Даже когда мы начинали работать в своем жанре, а это вроде бы было не так давно, всего-то лет двадцать назад, – время было другое. Сегодня уже ощущаются другие ритмы, в музыке несколько другие тренды. И мы тоже меняемся, другой становится наша музыка. Мне кажется, что любой человек должен меняться вместе со временем. Нельзя оставаться в прошлом. По своему опыту также скажу – желательно больше времени проводить с молодежью. Надо уметь ее слушать и слышать. Они по-иному мыслят и чувствуют. Чтобы не «отстать от поезда», от ритма времени, нельзя отмахиваться от их мира, от их взгляда на жизнь.
Домбра, на которой вы играете, нестандартная. Почему вам нужна именно электроакустическая домбра? Какие возможности по сравнению с обычным инструментом она вам дает?
– Электроакустической домбры раньше не было. Всегда была обычная, классическая. Электродомбра появилась уже в XXI веке. Открыть ее для себя мне в свое время помог великий музыкант, композитор и просто человек с большой буквы Батырхан Шукенов. Вы ведь знаете, наша классическая домбра – инструмент негромкий, он больше подходит для домашнего, «комнатного» исполнения, нежели для больших залов, для театров или тем более стадионов. У домбры не такое громкое звучание, как, например, у скрипки, гитары, фортепиано. Батырхан видел, как мы ставим микрофоны, настраиваем их, мучаемся, чтобы сделать звук домбры ярче, сильнее. И именно Батыр однажды посоветовал мне попробовать электроакустическую домбру.
Отличие этого инструмента – не только в самой громкости звучания (ее всегда можно настроить), но и в том, что здесь значительно больше возможностей для импровизации. Можно импровизировать, например, с длительностью ноты, дополнительно добавлять какие-то хорусы, включать разную обработку звука. И эти новые возможности открывают новое вдохновение. В целом у тебя меняется стиль игры, традиционная игра на домбре начинает звучать абсолютно по-новому. Лично мне этот инструмент очень помог раскрыть новый внутренний потенциал в самом себе, да и в целом дал очень много новых возможностей для творчества.
Автомобиль – неотъемлемая часть жизни современного человека. Какой автомобиль нужен именно вам?
– В каждом возрасте машины нужны разные. Когда я был моложе, мне нравились более быстрые спортивные авто. С годами, чем взрослее мы становимся, тем больше «устаканиваемся», становимся более спокойными. Хочется уже такую машину, где скоростные характеристики – не единственное достоинство. Хочется, чтобы она была еще и надежной, мощной, вместительной, комфортной для семьи, чтобы дети помещались, чтобы на ней можно было выехать на любую дорогу, а не только перемещаться по асфальту. Также задумываешься о соотношении цены и качества. И здесь, конечно, такой новый бренд, как EXEED, вызывает у меня особые эмоции.
Запомнился опыт длительного тест-драйва топового внедорожника от EXEED серии VX, который оставил яркое впечатление. Машина впечатляет абсолютно всем: качеством исполнения, продуманностью дизайна и эргономики, функционалом, так называемыми «наворотами». Например, ассистент движения по полосе – вы слышали о таком? Ты немного отвлекся, на секунду переключил внимание – машина чуть сместилась с полосы, а ассистент аккуратно тебя поправляет. Да, это норма для любого современного авто серьезного бренда, и это, безусловно, помогает. В автомобиле безупречно работает всё, что должно работать. И еще – мягкость, комфортабельность, четкость реакций, удивительный комфорт от вождения. Плюс мощность, динамика, проходимость, разные адаптивные режимы, призванные оптимизировать движение по разным видам покрытия – будь то грязь, гравий, асфальт или снег. И, безусловно, надежность. Мы это ощутили, проверили на себе. Думаю, китайский производитель превзошел многих конкурентов.
Сейчас во всём мире происходит разрыв шаблонов, стереотипов о китайском автопроме. Современные китайские авто стали серьезным конкурентом именитым брендам. Более того, я думаю, что не ошибусь, если скажу: в обозримом будущем китайцы выйдут на лидирующие позиции в мире. Это очевидно хотя бы по электромобилям из Поднебесной: своими характеристиками они уже опережают известные западные марки. И это очевидно по тому же бренду EXEED: вы получаете все возможности, а главное – качество премиального автомобиля. То есть за свои деньги вы получаете значительно больше автомобиля, с гораздо более обширным функционалом, надежностью и комфортом, чем среднестатистические автомобили в данном сегменте корейского бренда. Мое мнение: EXEED – исключительно надежная машина.
Кстати, чем завершился тот тест-драйв? Ваш личный автопарк пополнился новым EXEED?
– Да, в нашей семье случилось автомобильное пополнение. Правда, поскольку у нас уже есть электромобиль, который используется в основном для езды по городу, то для семейных поездок было решено дополнительно приобрести EXEED немного другого класса – LX.
На сегодняшний день наш LX уже испытан самыми разными дорогами, в том числе и тяжелыми.
А какие эмоции вы ощущаете за рулем? Какая музыка звучит в салоне вашего автомобиля?
– Когда я за рулем своего электромобиля, который использую в городе, то здесь не до эмоций. Нужно везде успеть, всё сделать. Если же говорить об EXEED LX, который в нашей семье используется для поездок на дальние расстояния, то это безусловный позитив. Возьмите, например, такие приятные мелочи: с вашей машиной можно разговаривать. Недавно маленькая дочка экспериментировала в дороге: «Закрой окно! Открой окно!» Команды повторяются – машина их четко выполняет. Комфорт, экономичность, мощь – автомобиль раскрывает все свои плюсы. Безусловно, это всё – позитивные эмоции. Что же касается музыки – в дороге я люблю слушать разные направления и стили в зависимости от настроения. Но больше, конечно, нравится инструментал. Люблю и этно-жанр, в частности, наш стиль ДЭККО. Вообще, в современном мире много качественной музыки формата этно – очень колоритной, глубокой, эмоционально захватывающей. Мне нравится также и то, что любит современная молодежь. Многие просто не вслушиваются в эти тексты и ритмы, не интересуются, отмахиваются, но на самом деле там часто звучит очень глубокий смысл.
Правила комментирования
comments powered by Disqus