Завершившийся 6 октября в Москве II Каспийский экономический форум оправдал многие надежды правительств стран-участниц. Под их амбициозными планами есть реальные основания: реализация крупных инвестиционных проектов сулит прикаспийским государствам выгоды на триллионы долларов только по нефтегазовым проектам.
Углеводороды по-прежнему остаются важнейшим стратегическим ресурсом. Именно на нефть и газ, что бы ни говорили застрельщики зелёной энергетики, завязаны транспортные перевозки на земле, в небесах и на море.
Энергетический кризис, который сейчас переживает Евросоюз и другие представители коллективного Запада, упирается в дефицит углеводородов. Отказ от российских трубопроводных наземных поставок осложнён актом государственного терроризма в Балтийском море – подрывом участков подводного газопровода «Северный поток».
К ним добавляются риски блокировки Украиной поставок через свою территорию. Поставки по «Южному потоку» через Чёрное море в свете решений Еврокомиссии и ситуации в Балтийском море выглядят уязвимыми.
Транзит через Польшу тоже проходит не без проблем. Как сообщила польская компания Pern – оператор польского участка нефтепровода «Дружба», 11 октября была обнаружена утечка на одной из двух ниток, обеспечивавших поставки в Германию. Обстоятельства аварии устанавливаются. Однако известно, что сервис и охрана таких объектов всегда и везде находятся на высоком уровне. Правительство Сербии считает, что в польском инциденте видны признаки диверсии.
Поэтому внимание западных компаний (не только энергетических) приковано к Прикаспийскому региону. Там тоже много проблем – и политических, и экономических. В одиночку их не может решить ни одна из приморских стран.
Поэтому состоявшийся 5-6 октября II Каспийский экономический форум проведён как нельзя кстати. На него прибыли первые лица «каспийской пятёрки» и других стран. Очевидно, что самые важные вопросы до его начала принципиально были обсуждены на межправительственном уровне. В частности, на сентябрьском саммите ШОС с участием России, Китая, Ирана и других заинтересованных стран было утверждено сопряжение восьми транспортных коридоров с другими международными коридорами, в том числе в рамках китайского мегапроекта «Один пояс – один путь».
II Каспийский экономический форум продолжил диалог июньского шестого Каспийского саммита на уровне глав государств. Разные уровни обсуждения способствуют лучшей проработке сложных проектов. Поэтому всегда есть повестка не только для первых лиц государств, но и для экспертов, представителей науки и бизнеса. Именно для них и проводятся такие форумы с последующим донесением до правительств выявленных проблем и конструктивных предложений.
И на этот раз, как и на первом форуме (август 2019 года), обсуждались вопросы торгово-экономического и научно-технического сотрудничества в Прикаспийском регионе. Основное внимание было уделено совместным проектам в сферах транспортной инфраструктуры, энергетики, межрегионального сотрудничества и, конечно же, экологии и гуманитарных связей.
Миллиарды тонн нефти и триллионы кубометров газа из Каспия ждут крупнейшие компании мира. Это сырьё для НПЗ и химпрома следует добыть и доставить. Такие масштабные и сложные проекты способны реализовать западные компании, активность которых сдерживают политические факторы. Созданы все условия для инвестиций их конкурентов из России, Азербайджана и Китая с интересом для бюджетов этих стран от налоговых отчислений.
Председатель правительства РФ Михаил Мишустин в своём выступлении на форуме рассказал о новых инициативах глав государств «каспийской пятёрки». Он также сообщил о подготовке предложений по укреплению сотрудничества во многих областях при участии правительств, регионов, деловых кругов и экспертного сообщества.
Встреча глав делегаций стран-участниц форума в узком составе
М. Мишустин отметил динамичное развитие Прикаспийского региона. Его совокупный ВВП за 20 лет вырос почти в три раза, взаимная торговля – в пять раз. Российский товарооборот с прикаспийскими партнёрами за прошлый год увеличен более чем на треть (до $34 млрд). На перспективы роста, как ни парадоксально, работает коллективный Запад, применяющий к России масштабные санкции и вынуждающий переориентировать экспортно-импортные потоки.
«Мы провели оценку прогнозной грузовой базы для коридора «Север – Юг». В прошлом году объём перевозок по нему составил около 14 млн т. Потенциал роста – практически двукратный к 2030 году. Значит, нам необходимо синхронно снимать ограничения на сети железных дорог и в пунктах пропуска. И создавать условия для запуска бесшовных логистических услуг – от Урала, Поволжья, Балтики – со всей территории России до Персидского залива. И дальше – в Южную Азию и на Ближний Восток, в Африку, что придаст дополнительный импульс региональной и приграничной торговле», – сказал премьер-министр России.
Он указал на такие актуальные задачи, как переход на расчёты в национальных валютах и развитие независимой инфраструктуры финансового рынка. Стратегической задачей «каспийской пятёрки» является углубление деловой кооперации и формирование новых производственных цепочек. Государства региона уже реализуют программы по замещению импорта. Взаимодействие по культурно-гуманитарной линии планируется вывести с двустороннего уровня на многосторонний.
М. Мишустин отметил также, что Каспийское побережье ежегодно может принимать не менее 1 млн путешественников. Он указал на огромный потенциал уникальной природы, возможности для активного и оздоровительного отдыха.
Иран со своей стороны передал на рассмотрение партнёров проект соглашения о сотрудничестве прикаспийских государств в сфере туризма. Азербайджан разработал проект соглашения о сотрудничестве в организации круизных маршрутов по Каспийскому морю. Казахстан инициировал создание Прикаспийского продовольственного хаба и призвал возобновить деятельность Каспийской экологической программы.
Ключевую роль в реализации всех направлений развития региона играет инфраструктура, прежде всего, транспортная. «Каспийская пятёрка» тесно взаимодействует с партнёрами по ШОС. Практическим выходом майского совещания министров транспорта этой организации стало одобрение проекта концепции развития транспортных коридоров. Важную роль в её реализации призваны сыграть крупные и всемирно известные китайские компании, специализирующиеся на строительстве дорог и мостов. Они обладают уникальным опытом, и, что важно, под их участие в масштабных проектах правительство КНР выделяет многомиллиардные «связанные» кредиты на очень хороших условиях.
Иран большие надежды возлагает на создание региональной зоны свободной торговли. До открытия II Каспийского экономического форума глава Организации развития торговли Ирана Алиреза Пейманпак напомнил о продвижении строительства международного транспортного коридора «Север-Юг». Он также констатировал резкий рост взаимной торговли с региональными партнёрами: с марта объём иранского экспорта в Азербайджан вырос на 84%, в Туркмению – на 40%, в Россию – на 31%.
По итогам II Каспийского экономического форума правительства и эксперты стран-участниц партнёрства вышли на решение старых, давно стоящих вопросов и обозначили новые, требующие проработки. Заявленная президентом России в 2015 году концепция Большого евразийского партнёрства наполняется реальным содержанием и воплощается в жизнь.
Эстафету обсуждения перспектив континентального сотрудничества 7 октября принял представительный московский Евразийский деловой форум «Интеграция». До конца года запланировано ещё несколько аналогичных мероприятий. Сам факт их проведения указывает на перспективы развития незападного мира, нервируя и огорчая прозападную фронду.
Правила комментирования
comments powered by Disqus