В распоряжении "Ъ" оказался подготовленный для руководства РФ закрытый доклад о возможных сценариях развития ситуации в Афганистане после вывода оттуда контингента НАТО в 2014 году. Авторы предсказывают три варианта развития событий — один мрачнее другого. Главным же вызовом для России станет угроза дестабилизации Центральной Азии. Причем противостоять этой угрозе в одиночку РФ не сможет, - пишет газета "Коммерсант".
Оказавшийся в распоряжении "Ъ" документ называется "Развитие ситуации в контексте предстоящего вывода коалиционных сил из Афганистана". В нем представлены выводы после проработки наиболее вероятных сценариев, проведенной в центре ситуационного анализа РАН. В подготовке документа участвовали ведущие российские эксперты-международники, представители МИДа, Минобороны, других госструктур. Предназначен он для руководства РФ и призван облегчить властям принятие решений.
В докладе делается вывод: афганское правительство не контролирует обстановку в стране, а позиции движения "Талибан" все более укрепляются. Центральные власти, как и США, хотя и ведут тайные переговоры с талибами, но без особого успеха. В этой связи эксперты считают наиболее вероятными три сценария развития ситуации после вывода войск НАТО — приход к власти "Талибана", продолжительная гражданская война, раздел сфер влияния между "Талибаном" и существующим режимом. По оценке большинства участников ситуационного анализа, в ближайшей перспективе наиболее вероятен "неоформленный раздел сфер влияния", "однако позиции талибов будут усиливаться, а при ухудшении обстановки в стране не исключена резкая дестабилизация и гражданская война".
Обострение ситуации в Афганистане неминуемо затронет и Россию, полагают эксперты. Главной угрозой для Москвы они считают дестабилизацию Центрально-Азиатского региона. В центре взрыва исламского экстремизма могут оказаться Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан. По данным авторов документа, уже сейчас на северо-востоке Афганистана действуют более 3 тыс. боевиков "Талибана", Исламского движения Узбекистана, Исламской партии Афганистана и Союза исламского джихада, группы которых просачиваются в Центральную Азию через афгано-таджикскую границу. Западнее, в районе афгано-туркменской границы, также находятся около 2,5 тыс. боевиков. Исламистские радикалы могут просочиться и в Казахстан. "Усилится и наркоугроза",— говорится в докладе.
Самостоятельно противодействовать радикальным бандформированиям бывшие среднеазиатские республики СССР, по мнению экспертов, не смогут: уровень подготовки их силовых структур, как и степень оснащенности современным вооружением, оставляет желать лучшего. "В этих условиях основная нагрузка по нейтрализации бандформирований, скорее всего, ляжет на Россию",— предсказывают авторы доклада.
Москва уже сейчас пытается предотвратить худшее. В частности, она рассматривает возможность переброски своих пограничников на едва укрепленную таджикско-афганскую границу и готовится вложить $1,3 млрд в модернизацию армий Кыргызстана и Таджикистана. На противодействие угрозам из Афганистана нацелена едва ли не вся деятельность курируемой Москвой ОДКБ. Но, по мнению авторов доклада, этих усилий может оказаться недостаточно. "Регулярным армейским подразделениям будут противостоять бандформирования, уклоняющиеся от прямых боестолкновений и использующие диверсионно-террористические методы борьбы,— предупреждают эксперты.— В такого рода войнах решающих успехов не могли добиться ни СССР (в Афганистане), ни РФ (на Северном Кавказе), ни США (в Ираке и Афганистане)".
Для ослабления угрозы РФ, по оценкам авторов документа, придется налаживать сотрудничество с США и другими странами. Большинство экспертов полагают, что Вашингтону дестабилизация обстановки в Афганистане невыгодна: это может расшатать и обладающий ядерным оружием Пакистан. "И хотя Пакистан — давний партнер США, у них нет уверенности в лояльности его руководства и особенно военных",— убеждены эксперты.
В докладе говорится о "настороженности России по поводу китайской экономической экспансии в Центральной Азии", но в то же время делается вывод, что Пекин, как и Москва, крайне не заинтересован в усилении в регионе радикальных исламистских тенденций. Индия, по оценкам экспертов, также заинтересована в стабильном Афганистане и сохранении его территориальной целостности. Политика Тегерана в отношении Кабула "достаточно прагматична": наряду с поддержкой центральных властей иранцы имеют контакты с талибами, апеллируя к общим антиамериканским ценностям. Дестабилизирующее же влияние на процессы в Афганистане оказывает, по мнению экспертов, Пакистан. Авторы признают, что и Россия, и США недооценили влияние Пакистана на события в Афганистане, и предлагают рассматривать эти две страны "с точки зрения этноплеменной общности значительной части населения" как единое пространство.
Китай уже взаимодействует с Россией на афганском направлении — в рамках Шанхайской организации сотрудничества. США и НАТО же до сих пор категорически отказывались сотрудничать с ОДКБ. Между тем события в Афганистане уже оправдывают пессимистические прогнозы экспертов. В пятницу один из лидеров "Талибана" Кари Насрулла объявил, что к 2015 году талибы восстановят в Афганистане Исламский эмират. "Как только западные войска покинут Афганистан, в стране будут восстановлены старые порядки",— пообещал он. По словам Кари Насруллы, скрывающийся от властей лидер талибов мулла Мохаммед Омар "возвратится, чтобы возглавить страну".
Правила комментирования
comments powered by Disqus