В Астане прорабатывают организацию реэкспорта продукции российской лесной промышленности, сообщило в начале ноября со ссылкой на местные СМИ издание «Аргументы и факты». Похоже, речь идёт о совместной инициативе правительства Казахстана и местного лесного бизнеса, направленного на восполнение внутреннего дефицита этой продукции, а кроме того – для повышения экспортных доходов Казахстана. Напомним, с 10 июля импорт продукции российской лесной промышленности в страны Европейского Союза запрещён, что создаёт для сопредельных государств дополнительные возможности. По сообщению профильной организации Рослесинфорг, Казахстан может снять ограничения на экспорт лесоматериалов из России, включая топливную древесину, лесоматериалы, бондарную древесину, расколотые бревна, сваи, колья и столбы из дерева, щепу, деревянные шпалы для железнодорожных или трамвайных путей. Утверждается, что «снятие ограничений на экспорт отдельных лесоматериалов может стать хорошей возможностью для бизнеса Казахстана по реэкспорту российской продукции на европейские рынки. А для российских компаний открывает путь для релокации в Казахстан с дальнейшей поставкой своей продукции в Европу и на другие санкционные рынки».
Ряд российских профильных экспертов сходу ухватились за эту инициативу. «Такая интеграция (но причем здесь интеграция?.. — Прим. ВПА) снизу очень нужна, она поможет в случае, если иностранные партнеры по каким-то причинам отказываются работать с российскими компаниями напрямую, – рассказывает директор института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев. – В первую очередь, это имеет смыл для поставки товаров, которые будут рассматриваться в стране импорта как произведенные в Казахстане или любой другой стране. Просто перепродажа продукции будет довольно быстро распознана, особенно если товар нетипичен для экспорта того или иного государства-посредника, это довольно легко обнаружить».
В подобного рода оценках такого рода явно просматривается заинтересованность части российского бизнеса в получении максимальных реэкспортных доходов, равно как и в доходах за счет экспорта вопреки ограничительным мерам в РФ (пока ещё действующим) в отношении экспорта необработанной древесины.
Впрочем, имеются и противоположные мнения. «Механизм реэкспорта через другие страны может нанести российскому бизнесу ущерб экономический и репутационный. Потому совместно с профильными ведомствами и торговыми представительствами РФ прорабатываем возможности прямых поставок продукции лесного компекса в дружественные страны», – полагает президент Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» Ольга Калюжная. Весьма настороженно к использованию реэкспортной схемы относятся и российские предприниматели, предпочитают искать альтернативные способы продвижения своей продукции на рынки зарубежных стран.
В импорте Казахстаном древесины и продукции из неё доля российских поставок составляет не менее 75%. Но Казахстану весьма невыгодны действующий в России запрет на лесоэкспорт автотранспортом, в сочетании с введенными с 2021 года заградительными пошлинами на экспорт российских необработанных пиломатериалов, в том числе в страны ЕАЭС.
Между тем, нелегальный вывоз из РФ данной продукции, по многим оценкам, составляет 35-40% об общего объема их российского экспорта, и такое положение дел сохраняется отнюдь не первый год. Не менее известно и то, что контрабандные потоки традиционно устремляются и в Казахстан, и через эту страну далее. Только в октябре с.г. региональными структурами МВД и ФТС России были выявлены различные схемы весьма крупных контрабандных поставок лесоматериалов в Казахстан из Алтайского края, Новосибирской, Свердловской областей.
Кроме того, экспорт казахстанских лесоматериалов запрещён с июня с. г. на 6 месяцев с вероятным продлением. Таким образом, упомянутые факторы стимулируют заинтересованность республики в «реэкспортном» лесном бизнесе.
Впрочем, означенная инициатива казахстанской стороны по реэкспорту российских лесоматериалов косвенно проистекает и из апрельского предложения Минпромторга РФ обнулить до декабря 2022 или до марта 2023 г. включительно экспортные пошлины на сырые пиломатериалы под лозунгом «поддержки российских лесопромышленников». В частности, предлагается отменить 10-процентные экспортные пошлины на пиломатериалы влажностью свыше 22 процентов – инициатива подготовлена по поручению вице-премьера В. Абрамченко. Ранее, что в 2020-21 гг. увеличились минимум на 15 (и став таким образом заградительными) пошлины на экспорт из РФ большинства видов необработанной древесины, в том числе в страны ЕАЭС.
Хотя предложение упразднить упомянутые 10-процентные пошлины официально пока не утверждено, казахстанская «лесо-реэкспортная» инициатива фактически согласована с Минпромторгом РФ. Глава профильного департамента этого ведомства Вера Хмырова заявила на совещании по проблемам лесной отрасли РФ в апреле о том, что «министерство надеется на помощь Казахстана: мы обратились к нашим казахским партнерам с просьбой привлекать казахские транспортные компании к перевозке наших грузов по европейским направлениям в более активном масштабе». При этом, как упоминалось выше, с 10 июля 2022 г. вступил в действие запрет Европейского Союза на российскую древесину и продукты переработки.
Таким образом, российская сторона планирует возобновить экспортные поставки необработанной древесины, пусть даже посредством реэкспорта через Казахстан. К сожалению, российский экспорт древесной продукции по-прежнему представлен в основном сырьём: по данным международного лесопромышленного агентства «WhatWood» (май 2022 г.), доля сухих пиломатериалов составляет около 55–60% от общего объема лесоэкспорта из России, в том числе на территорию государств ЕС; остальные российские пиломатериалы реализуются на экспорт без сушки и, как правило, мелкими и средними компаниями.
Иными словами, стремление и далее Астаны наращивать реэкспорт российских лесоматериалов с прицелом, прежде всего, в западном направлении на ЕС (с российскими зерновыми казахстанская сторона также ведёт аналогичный «бизнес» в третьих странах), мягко говоря, едва ли полностью соответствует как внешнеэкономическим интересам РФ, так и перспективам развития внутреннего ранка деревопереработки и производства готовой продукции. И если уж нет возможности полностью отказаться от сомнительных реэкспортных схем, так не пора ли, по крайней мере. Поставить их в более широкий контекст двусторонних отношений? По данным за 2021 г., на Россию приходилось более 70% ввозимой в Казахстан древесины, лесоматериалов, целлюлозно-бумажной продукции, а также металлов и изделий из них, более половины объема строительных материалов и продовольственных товаров, более 40% продукции химической промышленности, четверть поставок машин, оборудования и транспортных средств.
Правила комментирования
comments powered by Disqus