Груз казахского урана прибыл в Канаду по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. В Казахстане заявили об использовании альтернативного маршрута из-за рисков санкций против России. Эксперты отмечают, что Транскаспийский международный транспортный маршрут сложный, поэтому каждая поставка выглядит, в отличие от рутинного транзита через Россию, событием.
«АО „Национальная атомная компания „Казатомпром““ сообщает об осуществлении физической поставки природного урана через Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Компания успешно использует ТМТМ в качестве альтернативного маршрута для поставки продукции „Казатомпрома“ на западные рынки с 2018 года — в целях нивелирования потенциального риска недоступности основного маршрута по какой-либо причине… Груз, включающий как уран, принадлежащий „Казатомпрому“, так и уран, принадлежащий ТОО „СП „Инкай““, успешно прибыл в канадский порт», — сообщает «Казатомпром». В госкомпании добавили, что продолжают отслеживать ситуацию с санкциями против России, но на сегодняшний день каких-либо ограничений, связанных с поставками готовой продукции клиентам компании (через Россию) по всему миру, не наблюдается.
По данным директора «АтомИнфо-Центра» Александра Уварова, через Азербайджан и Грузию могли сделать седьмую поставку за пять лет.
«Но объемы поставок относительно невелики по сравнению с традиционным маршрутом через Санкт-Петербург, — отмечает эксперт. — Заявление „Казатомпрома“ связано с тем, что они наконец завершили эту поставку, которая растянулась на месяцы. Часть груза (природный уран) лежала в порту Поти как минимум с октября, а, по некоторым данным, даже с сентября».
Сама казахская компания сообщала, что по состоянию на 26 октября 2022 года часть груза, принадлежащая «Kазатомпрому», прибыла в порт Поти и ожидала прибытия дополнительного материала ТОО «СП „Инкай“» — для консолидации и погрузки на чартерное судно для дальнейшей транспортировки в конечный пункт назначения.
Поставки урана по транскаспийскому маршруту осуществлять гораздо сложнее по целому ряду причин, чем по маршруту через Россию, замечает Александр Уваров. «Поэтому каждая такая поставка выглядит как событие, в отличие от рутинных поставок по российскому транзиту», — говорит директор «АтомИнфо-Центра».
Ранее, в июле, специализированное издание FNArena сообщало, что санкции канадского правительства против России привели к невозможности загрузить на борт судна, принадлежащего канадской компании, в Санкт-Петербурге ранее законтрактованный уран, предназначенный для предприятий США. Глава канадской Comeco Тим Гицель уточнял, что из-за ограничений произошла отмена страхования груза и компания будет менять маршрут доставки урана, добытого совместным предприятием в Казахстане.
«Конфликт был, но быстро разобрались. Потому что получалось, что Канада ввела санкции против своего урана, а это был уран, принадлежащий канадцам», — говорит Александр Уваров. Он добавил, что коммерческий директор «Казатомпрома» Аскар Батырбаев говорил о том, что теперь компании нужно страховать каждый рейс отдельно, а не пакетным договором, но эксперт не может подтвердить эту информацию.
На «Казатомпром» приходится 24% мировой первичной добычи урана. Россия, в свою очередь, не является крупнейшим добытчиком и экспортером урана, однако ее доля в услугах по конверсии урана составляет треть, а по обогащению — 40% мирового рынка. Более того, операторы АЭС в США получают 20% обогащенного урана из России.
Как сообщало EADaily, декларации сайта экспортно-импортных деклараций ImportGenius говорят о том, что грузы уранового гексафторида от российского «Техснабэкспорта» в этом году продолжают получать американские Westinghouse Electric Company и Framatome Inc. По данным навигационного портала Vesselfinder, судно Atlantic Project II продолжает курсировать между Санкт-Петербургом, Ломоносово и американскими портами. И должно прибыть в Россию в очередной раз под Новый год — 26 декабря.
Канадская Cameco сообщала, что спотовые цены на услуги по обогащению урана выросли с начала года на 65% на опасениях по поводу санкций к атомной промышленности России.
«Некоторое время, год-два, владельцы АЭС могут прожить на имеющихся запасах, но радикально решить проблему замены российского обогащенного урана может только расширение производственных возможностей европейских компаний, которые занимаются обогащением, — Orano и URENCO», — говорил ранее EADaily Александр Уваров. По его словам, в качестве первого шага эти компании могут перейти на так называемый overfeeding (повышение доли урана-235 в отвальном уране).
Правила комментирования
comments powered by Disqus