В 13 лет он сделал свое первое вскрытие, а спустя 18 лет трудового стажа свыкся со смертью…, но только не детей.
19 января – День патологоанатома. Эта дата посвящена людям, которые выбрали одну из самых необычных профессий. Почему они остановили выбор именно на ней и как именно проходят будни патологоанатома – мы спросили у таджикского «доктора смерти».
Тут сразу скажем, что наш герой не захотел называть своего имени, объясняя это тем, что не любит лишнее внимание
к его профессии.
– Это довольно необычная профессия. Как вы ее выбрали?
– Я здесь с детства. В морге работали мои родители, а я всегда был вместе с ними. Сюда я попал еще ребенком, где-то лет в десять. А в 13 лет уже сделал свое первое вскрытие. Мне было нисколько не страшно – к этому моменту я уже всего насмотрелся.
– Как обычно реагируют люди, когда узнают про вашу профессию?
- Обычно на нас косо смотрят и отходят подальше. Довольно негативное отношение, если честно. Но при этом есть и много любопытных – приходят сюда, пытаются попасть в морг, задают вопросы.
– У вас, возможно, сформировалось определенное философское отношение к происходящему. Остался ли страх смерти?
– Нет. Я много об этом думал. Я тоже когда-нибудь окажусь на этом столе – представлял это, и не раз. Но сейчас это для меня стало вполне нормальным, я свыкся с мыслью.
«У меня морг какой-то не такой»
– Верите ли вы в паранормальные случаи и не сталкивались ли вы с мистикой на работе?
– Я смотрел много видеороликов про морги – так сказать, профессиональный интерес. Многие сотрудники рассказывают про то, как кто-то у них ходит. И я задумывался – а почему в моем морге такого нет? И как после этого верить людям, которые это рассказывают?
Я сравниваю эти рассказы со своей работой – и ничего такого мистического за 18 лет работы я не увидел. Никто не вставал, никто не говорил. Ни души не ходят, ни холодильники не хлопали.
Многие считают, что в морге особая атмосфера из-за покойных душ, а я всегда поражался – так почему же в моем морге такого не было? Ни разу. Может, у меня морг какой-то не такой.
– Вы смотрите сериалы про патологоанатомов и судмедэкспертов? Например, в свое время нашумел сериал «Кости».
– О, нет, этого всего мне хватает и на работе. Но я смотрю видео коллег, которые рассказывают о своей работе и сравниваю со своими условиями. И думаю – как это так, у них есть, а у меня – нет.
– Какая разница между патологоанатомом и судмедэкспертом?
– Патологоанатом выясняет причину смерти в случае болезни, а вот судмедэксперт производит вскрытие в случае насильственной смерти или подозрении на нее.
«Макияж мы не делаем и татуировки не убираем»
– Как происходит весть этот процесс? Умер обычный человек, подозрения на убийство нет. Его вначале везут сюда?
- Да, его привезут к нам. Мы будем делать доскональный осмотр, и, если он ничего не дал, мы сделаем вскрытие, чтобы досконально выяснить причину смерти.
В целом, можно выделить два вида покойников – направленных на вскрытие и на сохранение. Если покойников привозят на вскрытие, то для этого делают специальное постановление, прокурор задает вопросы – а нам, после вскрытия, на них нужно ответить.
А вот если привозят на сохранение, мы приводим покойника в приемлемый вид для родственников. Мы бальзамируем тело, чтобы оно не выглядело плохо.
– Каким образом вы приводите тело в порядок? Например, у покойников после смерти непроизвольно открывается рот. Как его сохраняют в закрытом состоянии? В интернете на эту тему ходит множество баек, в том числе, даже о склеивании зубов суперклеем.
– Нет, никому зубы мы не склеиваем. Просто, когда человек умирает, ему нужно сразу же подвязать рот, как мы говорим - «манаи сар», «завязка». Мы не снимаем эту завязку сутки, а после – рот уже не открывается.
– А макияж?
– Макияж мы не делаем – на лице формалиновая маска, чтобы сохранить его форму. Во-первых, макияж на нее не ляжет, а во-вторых, из-за формалина могут начаться химические процессы. Там, куда нанесут макияж, лицо потемнеет.
– В исламе запрещено наносить татуировки. И говорят, что у татуированных покойников родственники могут попросить срезать кожу с тату, чтобы он попал на тот свет «чистым». Вы сталкивались с таким?
– Нет. Меня родственники просили подстричь ногти, иногда просили срезать им на память локон волос. Татуировки я никогда не убирал.
«Не люблю, когда привозят детей»
– Что насчет перекусов на рабочем месте? Не было такого, что после вскрытия не тянет обедать? Вы вегетарианец?
– Нет, я очень люблю мясо. Отвращения к еде ни перед вскрытием, ни после – у меня нет. Всегда могу спокойно сесть поесть. Все-таки восемнадцать лет работаю.
– Самая частая причина смерти?
- Мне часто попадались люди после инсульта. Частые болезни: инсульт головного мозга, инфаркт, цирроз, спайка легких, язва желудка.
– Отказывались ли вы от работы, если к вам на стол попадали знакомые?
– Я в большинстве своем отказываюсь от вскрытия младенцев. Это для меня больно. Даже не могу подобрать правильных слов… Не люблю, когда привозят младенцев или детей – 5 лет, 10 лет. У меня такое отвращение к работе появляется…
– У вас, наверное, очень крепкие нервы.
– Нервы как нервы – их тут не обязательно нужно именно крепкие иметь. Просто нельзя слишком задумываться, лучше просто воспринимать это всё как обычную работу. А вот будешь много думать – начнут седые волосы расти.
Правила комментирования
comments powered by Disqus