В настоящее время как во всем мире, так и странах Ближнего Востока все больше внимания аудитории занимает развитие ситуации на Украине. Россия, начав специальную военную операцию, вынуждена противостоять не только украинским силовикам, но по сути – всему блоку НАТО, оказывающего как гуманитарную, так и военную помощь киевским властям.
При этом ближайший союзник Москвы по блокам ОДКБ и ЕАЭС – Казахстан занял выжидательную, местами нейтральную, а порой недружественную позицию. Как же так получилось, что Кремль остался без поддержки ближайшего соседа?
Чтобы поговорить об отношениях между Казахстаном и Россией и разобраться в противоречиях, возникающих в ходе затянувшегося украинского кризиса необходимо ознакомиться с четырьмя новостями, опубликованными в международных изданиях, а также на сайтах за последние две недели. Данные сообщения позволят лучше «рассмотреть» модель двусторонних отношений и понять а к чему же на самом деле стремится власть в Казахстане.
ПЕРВАЯ НОВОСТЬ: В российской компании “Транснефть”, являющейся оператором нефтепровода “Дружба”, заявили, что недавно получили запрос от казахстанских партнеров. Нефтяников из Казахстана интересует возможность резервирования пропускных мощностей трубопровода для перекачки нефти в Европу, в частности в Германию в начале этого года. Объем поставок – до 1,2 миллиона тонн.
ВТОРАЯ НОВОСТЬ. «Макдоналдс» объявили о закрытии своих представительств в Казахстане. Стоит отметить что компания работала в стране через 24 филиала, большая часть из которых находились в политической столице Астане и экономическом «флагмане» Республики — Алма-Ате. Всего в Казахстане работало до 2000 сотрудников «Макдоналдс». И в чем же официальная причина закрытия? Ответ — начавшиеся перебои с поставками мяса из России, связанные с антироссийскими санкциями.
ТРЕТЬЯ НОВОСТЬ. Продление соглашения между Россией и Казахстаном о транспортировке нефти на восток, в частности в Китай. Соглашение касается перекачки до 10 миллионов тонн российской нефти ежегодно, на период до января 2034 года.Эта новость свидетельствует о долгосрочной связи казахстанской и российской экономик. Любой возможный разрыв такого взаимодействия принесет убытки обеим сторонам и поэтому представляется властям в Астане невозможным.
ЧЕТВЕРТАЯ НОВОСТЬ. Заявление президента Казахстана и министра иностранных дел страны Мухтара Тилля и Берди из Токио о готовности Казахстана к проведению переговоров между Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским. Официальная цель — прекращение боевых действий и отмена санкций, введенных Западом в отношении России и «бьющих» по экономике Казахстана.
Указанные четыре новости являются “компасом” того, к чему Казахстан стремится в области экономического сотрудничества с Россией. Факты и цифры свидетельствуют о крепкой связи казахстанской и российской экономик.
Но в политике риторика Астаны в отношении Москвы выглядит иначе. Это наглядно показывают официальные и неофициальные заявления казахстанских дипломатов по всему миру. Дипломатические работники заявляют об озабоченности действиями России в украинском конфликте, а порой и прямо критикуют действия своего основного экономического партнера — России.
О подходе Астаны, не укладывающемся в полномасштабные понятия о партнерстве, свидетельствуют дипломатические письма, направленные во все страны (по сути отражают официальную позицию властей республике по ситуации на Украине).
Так каковы же основные тезисы этих официальных казахстанских писем?
– Казахстан придерживается нейтральной позиции по конфликту на территории Украины, решительно поддерживает территориальную целостность Украины и не признает так называемую Западом – аннексию Россией четырех украинских регионов.
– Представители Казахстана заявляют о поддержке киевских властей. При этом ссылаются на якобы имеющий место запрос казахстанского общества стремящегося помочь украинцам в гуманитарной, но не военной сфере. При этом нельзя не заметить просочившуюся в СМИ информацию о продаже Казахстаном оружия для украинской армии.
– Политику Москвы дипломаты называют вмешательством в дела соседних стран и попыткой восстановления СССР представляющей угрозу нацбезопасности Казахстана.
– В письмах заявляется и о готовности Казахстана отстаивать национальные интересы не только дипломатическими, но и более решительными методами.
– В медиаполе Казахстана продвигается тезис о достижениях Киева в области демократии. Причем на первое место выводится идея о том, что Украине удалось увеличить политический разрыв с Москвой и стать якобы независимой.
– Избрание шести украинских президентов после распада СССР по сравнению с двумя казахстанскими руководителями за тот же срок характеризуется как величайшее преимущество украинской демократии.
– Казахстан присоединился к западным санкциям, введенным в отношении России, и в то же время все чаще отказывается оказывать помощь Москве с целью их обхода.
Все эти тезисы выглядят мягко говоря не логично, учитывая наличие общей протяженной границы Казахстана и России почти в 7 тысяч 600 километров и тесные экономические связи двух стран.
В России оценивают новые политические подходы Казахстана как опасную игру — попытку властей соседней страны «усидеть сразу на двух стульях», которая может привести к падению с обоих как это было в Киеве, который несколько десятилетий политически заигрывал с Западом, при этом и газом и нефтью «кормясь с руки Москвы».
Немало политиков оценивают действия Астаны как удар в спину, особенно после сообщений ряда СМИ о продаже Казахстаном оружия Украине через третьи страны. Год назад казахстанские власти попросили военной помощи у Москвы для предотвращения попытки государственного переворота. Тогда в ответ на просьбу в страну прибыли российские десантники. После этого обстановка на улицах стабилизировалась. А ведь никто не гарантирует что события годичной давности не повторятся в Казахстане – Запад может использовать фактор “занятости” Кремля украинским кейсом для расшатывания обстановки в республике, предполагая, что Москва не станет направлять на помощь соседу воинский контингент в условиях сложной боевой обстановки на Донбассе. В особенности после неоднократного появления откровенно антироссийской политической риторики в Астане.
Несмотря на помощь российских солдат, режим сохранившийся в Астане после прошлогодних волнений все чаще отдает приоритет военно-техническому сотрудничеству со странами НАТО. Это и скрываемые Астаной от Москвы шаги по внедрению в армии натовского стандарта для вооружений и подготовки войск и многое другое.
Таким образом реальные, а не декларируемые приоритеты астанинских властей во внешней политике выглядят следующим образом.
На первом месте – Соединенные Штаты и Европейский союз.
Второе – Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Третье – страны Ближнего Востока и Россия.
Все это стало очевидным после заявлений министра иностранных дел Казахстана в Токио в тот день, когда он объявил о желании своей страны развивать отношения с Японией, Соединенными Штатами и Европейским союзом. Заверения же министра, что его страна не присоединится к санкциям, введенным в отношении России противоречат его же словам о недопустимости работы в Казахстане организаций способствующих обходу этих санкций.
Можно сказать, что отношения между Казахстаном и Россией находятся не в лучшем состоянии и похожи на перетягивание каната. В то время когда Россия пытается сохранить прежнюю проверенную модель отношений, Казахстан намечает новый курс отношений с западными странами во главе с США.
Не ясно одно – удастся ли Астане и дальше получать экономическую выгоду от отношений с Москвой, одновременно заискивая перед странами откровенно объявившими себя врагами России. Как показывает практика — экономика и политика — как близнецы, разделение которых всегда болезненно.
Правила комментирования
comments powered by Disqus