К вопросу о технической грамотности некоторых казахстанских экономистов
На днях бывший глава Казахстанской компании по управлению энергетическими сетями (KEGOC) Асет Наурызбаев в интервью агентству КазТаг разразился жёсткой критикой проектов строительства в республики атомной электростанции.
«Нет ни одного аргумента строительства АЭС. Гораздо быстрее, дешевле и безопаснее получать электроэнергию из возобновляемых источников энергии. Я многократно это доказывал и один из главных аргументов, что в Казахстане цена на энергию от источников от солнца и ветра находится на уровне Т13-16 где-то за кВт/час, в то время как атомная станция будет примерно районе Т60 за кВт/час – в четыре раза дороже. Это означает, что каждый год, если они построят двухблочную станцию, мы будем переплачивать полтора миллиарда долларов за электроэнергию в целом по Казахстану. То есть, если на каждого гражданина заплатить, а поделить, это будет порядка Т35 тыс. в год мы будем больше платить, ради того чтобы работала атомная станция. Но мы будем платить не только в своих счетах за квартиру, мы будем платить за еду в ресторане, за поездки на поездах, за любую продукцию, которая производится с помощью электроэнергии. Это все будет скрыто, но будет колоссальное повышение цен на электроэнергию и вот эти полтора миллиарда долларов переплаты к нам придут через разные каналы, но, в конце концов, в наш карман», – поведал Наурызбаев.
Содержательно эта длинная цитата отставного могильщика казахстанской энергетики является чистым вымыслом и лежит в русле навеянных ему дружественными англосаксами пиар-агиток против всего, что мешает внедрению «зелёной» энергетики – ветряков и солнечных батарей – даже там, где ни солнца, ни ветра в помине нет и не будет.
Наурызбаев также раскритиковал казахстанские власти, которые решили-таки строить АЭС. Досталось и президенту Токаеву, который на заседании совета иностранных инвесторов в столице заявил, что Казахстан выбрал место для расположения АЭС и изучает технологии от потенциальных поставщиков.
«Президент не является специалистом в энергетике. Он следует докладам, которые ему преподносят его советники. И, видимо, его эксперты не очень эксперты, потому что атомная энергетика – неудачный для граждан Казахстана случай. В случае реализации этого проекта мы будем переплачивать каждый год 675 миллиардов тенге, а это означает, что каждый из нас будет переплачивать как прямо в виде своих счетов за электроэнергию, так и в виде повышения цен на товары и услуги порядка 35 тысяч тенге. Это говорит о том, что проект нецелесообразен», – вещает Наурызбаев в эфире американского «Радио Азаттык».
Как бывший топ-менеджер республиканской энергетики сей господин несёт полную ответственность за вопиющий развал этой отрасли, обернувшийся в последнее время тяжкими последствиями для всей страны и её граждан, что, впрочем, не мешает ему периодически выступать с довольно безответственными заявлениями, несущими отчетливый русофобский характер.
Не нравится Наурызбаеву и выбор площадки для строительства первой казахстанской АЭС: «Выбор площадки на озере Балхаш является крайне опасным. С точки зрения минимизации затрат для потенциального инвестора, конечно, это очень удобное место, там всё готово. Но с точки зрения рисков это крайне неудачное место. Во-первых, это побережье озера Балхаш, нашего уникального озера, находящегося в самом центре страны. В случае аварии на реакторе загрязнено будет целое озеро».
Не скрою, все, что наговорил могильщик казахстанской энергетики местному филиалу «Радио Свобода» – откровенная чушь.
Достаточно напомнить о том, что в самой развитой в сфере мирного атома европейской стране – Франции – множество АЭС построено на берегах рек и озёр и никаких негативных последствий от этого французы не ощутили.
Что касается его утверждений, что ВИЭ якобы более экономически выгодны, чем АЭС, то это просто откровенная ложь.
Мировой опыт показывает, что капитальные затраты (overnight costs) на строительство новых мощностей АЭС варьируются среднем от $2 157 в Южной Корее до $6 920 в Словакии. При учёте затрат на обслуживание займов (investment costs) стоимость сравнительно выше (Таблица 1).
Капитальные/инвестиционные затраты на строительство АЭС в Джизакской области в Узбекистане составляют в среднем $4 583 (при стоимости в $11 млрд. и мощности в 2,4 ГВт), АЭС в Турции – $4 167 (при стоимости в $20 млрд. и мощности в 4,8 ГВт).
В казахстанском информационном пространстве часто поднимается вопрос сравнения стоимости атомной энергии по сравнению с ветровой, солнечной и гидроэнергией. При этом в расчётах зачастую не учитывается показатель КИУМ – коэффициент использования установленной мощности, т.е. какой процент энергии вырабатывается от заявленной мощности.
Значение КИУМ атомных электростанций по миру – 79%, что значительно выше аналогичного показателю гидроэнергетики (59%), ветровой энергетики (24%), солнечной энергетики (16%) в Казахстане. То есть, эффективность выработки энергии у атомной электростанции значительно выше, чем у ВИЭ (PwC, 2021).
Таким образом, исходя из КИУМ, для того чтобы выработать столько же электроэнергии, сколько производит атомная электростанция мощностью 1 ГВт, нужно построить 1,3 ГВт гидро-, 3,4 ГВт ветровой и 4,9 ГВт солнечной генерации. Такая диспропорция существенно увеличивает затраты на ВИЭ.
Стоимость строительства ветровых и солнечных электростанций в 2,5 и 3,6 раза соответственно дешевле, чем атомной электростанции (Международной энергетическое агентство, 2020). Однако, с учётом показателя КИУМ, стоимость строительства ВИЭ колеблется в пределах $4 000 – $5 000 млн, тогда как стоимость строительства атомной электростанции – только $3 606 млн (Таблица 2).
Несколько упрощая, можно сказать, что за счет более высокого КПД строить АЭС намного более выгодно, чем возводить ВИЭ любых сортов.
Свое неприятие атомной энергетики для Казахстана Асет Наурызбаев основывает на двух «китах»: на якобы неслыханных преимуществах «зелёной» возобновляемой энергетики, которую проталкивает команда глобалистов Клауса Шваба, и на резком неприятии российских атомных технологий, которое ему навевает сердечная дружба с американскими СМИ.
Однако, в текущей реальности казахстанские власти твердо нацелены на обеспечение энергонезависимости республики и принимают взвешенные решения – по крайней мере в том, что касается диверсификации энергоисточников.
Так что, в данном случае сбывается известная тюркская поговорка: собака лает, а караван идет.
Правила комментирования
comments powered by Disqus