90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Фактчек: Кого реабилитируют в Кыргызстане?

Фактчек: Кого реабилитируют в Кыргызстане?

В Кыргызстане обсуждается очередной законопроект о реабилитации осужденных в советское время. В этой связи Эльмира Ногойбаева, директор НПО «Полис-Азия» (иностранный агент, финансируется США и Великобританией), которая называет себя историком, дала обширное интервью.

Она много патетически вопрошает о «праве на память» для ранее осужденных и призывает к «реабилитации» некоего Азамата Алая: «Почему эти дети не могут знать реальную правду?.. Почему у нас до сих пор клеймят Азамата Алтая и подобных ему людей? Только за то, что они в 17 лет попали на войну и попали в плен? Почему мы так легко обесцениваем человеческие жизни и в том числе своих предков?» – приводит ее слова издание «Новые лица».

В данном случае указанное СМИ распространяет фейковую информацию, приводя без проверки суждения глубоко невежественной Эльмиры Ногойбаевой.

Начнем того, что Ногойбаева, видимо, первый человек, который «клеймит» Азамата Алтая (настоящее имя Кудайберген Кожомбердиев, 1920-2006) за пребывание в плену. Этот человек, занимавший различные посты в кыргызской редакции радио «Азаттык», имел совершенно иные прегрешения перед законом.

Биографию фигуранта несложно восстановить по его собственной книге «Вестник свободы», которая издана на кыргызском языке и переведена на русский изданием «ResPublica».

Кожомбердиев, уроженец Иссык-кульской области, действительно был призван в Красную Армию перед началом войны в 1941 году. Он участвовал в боях в Литовской ССР, был взят в плен. В 1944 году он, с его слов, содержался в плену на территории оккупированной Франции, бежал и скрывался от фашистов до момента освобождения республики англо-американскими войсками.

В 1945 году он был передан советским властям в оккупированной Германии, но благополучно прошел проверку и продолжил воинскую службу. В своих воспоминаниях он писал, что служил во взводе, который охранял границу советской оккупационной зоны в Германии и писал для полковой газеты. То есть, у советских властей к нему не было ни претензий, ни даже подозрений в его адрес.

Однако 1 января 1946 года он дезертировал из части вместе с другими бойцом, пешком ушел в британскую зону оккупации и затем выехал поездом во Францию.

По его словам, на новогодние праздники он должен был отправиться в город и купить алкоголь для сослуживцев и бывших военнопленных, еще проходивших проверку. Кожомбердиев получил гражданскую одежду, хлеб на дорогу и, видимо, деньги. В воспоминаниях он утверждает, что деньги он получил в награду за хорошую службу писарем, но это крайне сомнительно, учитывая, что он плохо владел русским и писал со множеством ошибок. 

На Западе он начал сотрудничать с бывшими гитлеровскими пособниками из «Туркестанского легиона», например, Карисом Канатбаем и группировкой «Милли Туркестан», созданной окружением «казахского власова» Мустафы Шокая. (В сохранившихся письмах Шокай признавал, что сознательно помогал фашистам в их истребительной политике, несмотря на то, что сам наблюдал массовые убийства военнопленных-казахов).

Затем Кожомбердиев сотрудничал с американским радио «Свобода» («Алтай» один из его псевдонимов), которое на тот момент действовало под видом «независимого СМИ» и финансировалось по линии ЦРУ. В 1971 году после публикации советских разведданных об истинной природе радиостанции США пришлось признать «Свободу»/«Азаттык» в качестве своего официального органа пропаганды.

Здесь я даже не беру вопросы, которые вызывает внимательное изучение мемуаров Кожомбердиева на русском и кыргызском языках. Ложь и противоречия в его рассказах заставляют подозревать, что в 1941-м он намеренно перешел на сторону немцев, сотрудничал с «Туркестанским легионом» еще в годы войны и с ним и оказался во Франции, куда штаб этого соединения был эвакуирован гитлеровцами в 1943-м.

Даже если брать только факты, прямо признанные самим Кожомбердиевым-Алтаем, он – обычный уголовник.

По законам современного Кыргызстана его действия попадают под статьи УК 390.2 и 205.3 (дезертирство и воровство на доверии), что грозило бы ему сейчас наказанием до 5 лет колонии.

Поразительно, но Ногойбаева, требующая «памяти» для вора и дезертира, не знала этих фактов, хотя в том же интервью хвасталась, что одно из ее НПО участвовало в издании книги американца Лилли «Have the Mountains Fallen?», где излагалась биография Алтая.

На 62 странице американский автор рассказывает историю дезертирства «героя», практически дословно повторяя его мемуары.

Думаю, изданию «Новые лица» стоит проинформировать своих читателей, что интервью Ногойбаевой о «невинно осужденных» и нуждающихся в реабилитации в Кыргызстане – содержит заведомые выдумки.

Вывод: либо Ногойбаева крайне невежественна и даже не читает книг, на издание которых получает деньги от США, либо она откровенно лжет, чтобы представить своего собрата по профессии иноагента жертвой клеймления и обесценивания.

В любом случае печально, что согласно новому законопроекту о реабилитации именно такие «специалисты»-нпошники, как Ногойбаева, должны составить большинство в государственной комиссии по реабилитации и решать, кто в истории Кыргызстана герой, а кто – преступник.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Ногойбаевой Эльмирой

Специально для StanRadar.com: Никита Мендкович

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Эльмира Сансызбаевна Иманалиева

Иманалиева Эльмира Сансызбаевна

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
76,5%

населения Кыргызстана владеют кыргызским языком

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Сентябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30