Положительные эффекты от возможного подключения Ташкента к Евразийскому экономическому союзу проанализировали учащиеся Российского государственного социального университета и Андижанского государственного университета (Узбекистан) в статье для научного журнала «Тенденции развития науки и образования».
Экономика Узбекистана: есть ли предел роста?
За 2011–2019 годы Узбекистан демонстрировал ежегодный темп экономического роста на уровне около 6 % и до сих пор сохраняет статус одной из крупнейших экономик Центральной Азии. ВВП страны составляет $57,7 млрд при населении в 34,6 млн человек. Долларовый эквивалент ВВП Узбекистана оценивают в 3 % совокупного ВВП всех стран ЕАЭС. Золотовалютные резервы страны сопоставимы с запасами Казахстана – на начало 2021 года они составляли $34,9 млрд.
Основными внешнеэкономическими партнерами Узбекистана являются Россия, Китай, Казахстан и Турция, при этом потенциальный объем инвестиций в инфраструктуру страны эксперты оценивают в $1–1,5 млрд долларов. В пользу Ташкента играет демографический фактор: по данным ООН, около 70 % населения Узбекистана сохранит трудоспособность к 2040 году.
Тем не менее, в сравнении с членами ЕАЭС, страна демонстрирует низкий уровень доходов: на 2020 год ВВП Узбекистана на душу населения по паритету покупательной способности составлял $7,4 тыс. По этому показателю Ташкент более чем в 3,5 раза отстает от Астаны.
Одна из главных причин этого – низкая производительность экономики. Так, в промышленности и строительстве Узбекистан по производительности в 4 раза уступает соседнему Казахстану. Кроме того, страна имеет значительный внешний долг, эквивалентный 37 % ВВП.
Что получит Ташкент от вступления в ЕАЭС?
Партнерство с ЕАЭС позволит Ташкенту обновить инфраструктуру: ее развитие нуждается в комплексном подходе, особенно в сфере водноэнергетического комплекса (ВЭК). Стране необходимо объединение электросетей и генерирующих мощностей, создание единой системы управления водными ресурсами. По экспертным оценкам, энергетика Узбекистана нуждается в ежегодных инвестициях в объеме 2,9 % ВВП.
Повышение эффективности ВЭК в сотрудничестве с ЕАЭС существенно увеличит производительность аграрного сектора Узбекистана, дающего около ¼ ВВП страны.
Ташкент также может стать для союза важнейшим логистическим партнером. Географическое положение способно сделать Узбекистан важнейшим элементом транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечивающей сопряжение ЕАЭС с перспективными рынками Ирана, Пакистана, Индии и других стран Азии. По некоторым оценкам, транспортная сеть Узбекистана уже нуждается в финансировании в объеме порядка 2,1 % ВВП в год вплоть до 2030 года.
Организация долгосрочных торгово-экономических связей со странами ЕАЭС станет важнейшим условием устойчивого развития экономики Узбекистана.
Материалы по теме:
Какие преимущества дает единый рынок труда ЕАЭС
Вступление в Евразийский экономический союз автоматически снимет ряд экспортных ограничений: по оценкам специалистов, экономическая интеграция расширит экспортную корзину Узбекистана на $1,2 млрд. Ташкент может экспортировать в страны союза продукцию машиностроения, черные металлы, пшеницу, древесину, резину и пластмассы.
Кроме того, интеграция с ЕАЭС снимет ограничения для узбекистанских мигрантов в России. В итоге, по оценкам экспертов, выход на интеграционный рынок обеспечит Узбекистану дополнительный приток денежных средств в размере до $1,5–2 млрд в год.
Правила комментирования
comments powered by Disqus