Ещё пять лет назад во фриланс в основном уходили представители творческих и цифровых профессий: дизайнеры, копирайтеры, маркетологи. Сегодня за штат компаний выводится всё больше компетенций, среди которых бухгалтеры, юристы, кадровые специалисты, разработчики и даже клинеры, мастера по ремонту, официанты и т.д. На это в том числе повлиял кризис, который вынуждает отечественный бизнес обращаться к более доступным и гибким форматам работы с кадрами. О том, насколько хорошо у него это получается и как дальше будет развиваться ситуация на рынке, рассказывает генеральный директор платформы для работы бизнеса и фрилансеров в Казахстане Quick Work Арина Пирогова.
Выживают гибкие
- На ваш взгляд, какой бизнес нынче наиболее устойчив к кризису?
- Вопреки всем ожиданиям, в кризис выживает не столько сильный, сколько гибкий, если угодно, мобильный, то есть тот, кто может легко и быстро адаптировать формат работы под потребности рынка. Дело в том, что в трудные времена диапазон планирования для предпринимателей и рынка труда значительно сужается. Принимать решения, когда планы на следующий месяц или даже на следующую неделю сложно поддаются прогнозам, всегда непросто. Мало пережить кризис, который может затянуться на долгий срок, - бизнесу необходимо выходить на прибыль. Поэтому как никогда становится важным умение оперативно приспосабливаться под стремительно меняющиеся условия и потребности клиентов, что-то менять и внедрять, пробовать новое и экспериментировать.
Как правило, легче подобным изменениям поддается маленький бизнес, а вот крупные компании и корпорации на переменах «буксуют». Это как с горой - чем она больше и выше, тем сильнее риск схода лавины. В данном случае большой размер – враг изменений.
- А какие изменения происходят с рынком труда прямо сейчас?
- Прямо сейчас весь мир переживает переориентацию на аренду кадров вместо классического найма. Одна из главных причин, которая толкает бизнес в эту сторону, банальная нехватка рабочих рук на рынке, которая ощущается сейчас не только в Казахстане, но и по всему миру. Меняются и предпочтения самих граждан касательно как выбора профессии, так и формата работы. Такой подход в текущих условиях становится не только более рациональным, но и более выгодным решением кадрового вопроса, как, собственно, и выбор проектного формата работы вместо традиционного.
В прошлом месяце аналитики сервиса онлайн-объявлений OLX.kz опубликовали данные опроса по казахстанскому рынку труда, в рамках которого 33% респондентов отметили, что с начала года находились в поисках работы, 60% из них до сих пор её не нашли. При этом 35% соискателей указали, что готовы рассмотреть любое предложение, 40% ищут исключительно работу по специальности, остальные же заинтересованы в подработке. Что интересно, самой востребованной среди претендентов названа специальность «преподаватель», а самой невостребованной – «дворник». Направление «контент-менеджер» оказался самым прогрессивным по заработной плате, а «маркетинг, реклама и PR» самым динамично-растущим среди соискателей – рост данной категории превышает четырехкратный по сравнению с началом прошлого года.
В целом ситуация на рынке труда в Казахстане остаётся относительно стабильной, даже несмотря на то, что в феврале 2023 года, по данным Минтруда, наблюдалось снижение активности процесса найма и поиска работы. Вероятнее всего, это были временные «качели». Самое высокое снижение зафиксировано в Западно-Казахстанской, Туркестанской областях и Алматы. При этом наибольший количественный дефицит кадров отмечен в Карагандинской, Павлодарской областях и Астане. Вместе с тем квалифицированные специалисты неизменно везде продолжают пользоваться высоким спросом среди работодателей.
В погоне за трендом
- А как меняется динамика фриланс-услуг в Казахстане?
- По данным Центра развития трудовых ресурсов (ЦРТР), в 2021 году в Казахстане работали фрилансерами более одного миллиона человек, а среднемесячная их численность достигла 255,8 тысяч человек. Основная часть приходилась на отрасли образования и торговли - по 15%, а также на сектор госуправления и соцобеспечения - 13%. 48% фрилансеров работали на одного работодателя, 18% – на двоих, 10% – на троих.
Что касается динамики за последний год, то пока сложно отследить реальные объёмы рынка в цифрах, так как многие фрилансеры всё ещё остаются вне поля зрения. Отчасти это связано с популярностью выполнения проектов для иностранных компаний. Причем такая ситуация характерна не только для Казахстана, но и для других стран.
Некую тенденцию можно отследить разве что по резюме, размещенных в этот период на рекрутинговых сайтах. В частности, на hh.kz количество соискателей-фрилансеров за последний год увеличилось более чем в два раза - на 142%. Совокупно на города Алматы, Астана и Шымкент приходится порядка 41% всех фрилансеров, в том числе только на Алматы – 22%. Согласитесь, это весомый аргумент в пользу развития платформенной занятости в стране. Думаем, количество «свободно плавающих» граждан будет с каждым годом увеличиваться.
- Как вы оцениваете перспективы фрилансеров в ближайшие годы? Кто из них будет наиболее востребованным и высокооплачиваемым?
- Если говорить про перспективы на ближайшие пять лет, то самыми востребованными и высокооплачиваемыми фрилансерами по-прежнему будут IT-специалисты. И в этом нет ничего удивительного, поскольку тренд на «мозги» задан уже давно и с каждым годом набирает обороты. Но вот что действительно интересно, так это то, что спрос на них по большей части идёт из-за границы. Согласно популярным платформам для фрилансеров - AllFreelance, UpWork и Fiverr, в среднем специалисты уровня «middle» могут рассчитывать на вознаграждение в размере от 600 тысяч тенге в месяц, что вполне сопоставимо с зарплатами в найме. При этом в отличие от найма определение «потолка» обязанностей и вознаграждения остаётся на усмотрение фрилансера.
Стабильно высокий спрос наблюдается и на специалистов по интернет-рекламе. Правда, у них оплата труда, по сравнению с IT-услугами, значительно более скромная - от 50 до 200 тысяч тенге за один проект. Хотя это как раз тот случай, когда можно брать количеством, так как длительность рекламных проектов существенно короче. Такой подход также уместен для графических дизайнеров, копирайтеров и SMM-специалистов.
Похожий формат и уровень заработка на фрилансе доступен и для бухгалтеров, специалистов документооборота и рекрутеров. Учитывая, что бизнес сейчас активно выводит непрофильные функции за пределы штата, потребность в фриланс-услугах, особенно в указанных сферах, будет не только укрепляться, но и распространяться на другие сегменты труда, в том числе на профессии с низким порогом входа. За примерами далеко ходить не нужно, достаточно посмотреть на отряд «синих воротничков»: официанты, операторы call-центров, курьеры, водители, спрос на которых традиционно высокий, как минимум, из-за большой текучки и дефицита кадров. Такие специалисты могут рассчитывать на доходы примерно от 150 до 250 тысяч тенге в зависимости от количества заказчиков. В этом и есть «фишка» свободной занятости - ограничений по объёму работы и прибыли нет, есть только время, которые вы готовы комфортно уделять работе.
Три в одном
- Какие советы вы можете дать бизнесу по оптимизации расходов без потери производительности, чтобы повысить устойчивость к кризису?
- Сейчас мы наблюдаем такую картину: компании недополучают прибыль из-за снижения производительности труда, которая в свою очередь возникает по причине дефицита в квалифицированных кадрах среднего звена. А выигрывать конкуренцию за кадры без увеличения расходов на зарплаты непросто. Выходом из такой ситуации становятся новые подходы. За счёт тех же фрилансеров компании не только получают нужных специалистов и закрывают свои задачи (пусть и на проектной основе), но попутно ещё и снижают расходы на поиск, наём и онбординг кадров. Плюс уменьшают налогооблагаемую базу, так как оплаты по договорам (будь то с фрилансером или с организацией, которая предоставляет кадры в аренду) - это легальные расходы.
Также на рынке есть софт-решения, которые автоматизируют процессы, связанные с работой с фрилансерами: поиск, контрактование, контроль и подготовка отчётов. Таким образом можно сэкономить ещё больше благодаря оцифровке и последующей разгрузке собственных ресурсов бухгалтерии и кадровой службы.
При этом важно понимать, что за пределы штата можно вывести далеко не все задачи, иногда стоит начать или вовсе ограничиться только непрофильными бизнес-процессами. Например, если у вас бизнес по продаже дизайн-услуг, необходимо сфокусироваться именно на их предоставлении. А то, что можно безболезненно вывести за штат (реклама, бухгалтерия, HR, документооборот, системное администрирование, интернет-маркетинг), стоит постепенно делегировать фрилансерам. В итоге получится оптимизировать расходы без задержки в процессах и потери в качестве. Причём прекратить отношения с внешним подрядчиком так же просто, как и начать, так что, если вдруг планы поменялись, это тоже не заставит бизнес буксовать.
Согласно исследованию ЦРТР, опыт работы с юридическими лицами в качестве внештатных исполнителей был более чем у 800 тысяч человек. Ещё 200 тысяч сотрудничали с субъектами индивидуального предпринимательства. То есть соответствующая практика есть уже у 15% всех трудящихся в стране, и эта цифра будет расти, так же, как и число «свободно плавающих» работников. Для одних - это удобство, для других - возможность повысить доходы. Поэтому знать, как правильно работать на фрилансе, очень важно.
Игра по правилам
- Каким рискам подвержены фрилансеры? И как обезопасить обе стороны?
- Любая работа на фрилансе начинается с поиска клиентов. Это можно делать как на специальных фриланс-биржах или маркетплейсах услуг, так и просто в социальных сетях, через «сарафанное радио» или напрямую обращаясь в интересующие компании. Но вне зависимости от того, как вы нашли заказчика, от неприятностей вроде неуплаты гонорара никто стопроцентно не застрахован. Поэтому лучшим решением, чтобы обезопасить себя, является составление и подписание договора. Последний не будет лишним даже если вы работаете через платформу, которая выступает гарантом легальности сделки и оплаты. Особенно если сотрудничество с компанией из разового перерастает в «хроническое», а это случается, как правило, через 3-4 месяца.
Помните, в отличие от наёмных сотрудников, которые работают по трудовым договорам, фрилансеры и их права не защищаются Трудовым кодексом РК. Единственное, что может помочь в случае спора с заказчиком, договор гражданско-правового характера (ГПХ). В нём должны быть обязательно указаны: тип услуги, сроки выполнения, условия оплаты. Любые дополнительные работы в рамках проекта важно оформлять через приложения или дополнительные соглашения. В случае споров у вас будут стопроцентные аргументы, так как все задокументировано. Ещё один способ обезопасить себя при работе на фрилансе - это предоплата, условия которой также важно прописать в договоре. Некоторых заказчиков это может отпугнуть, но так вы точно не останетесь без оплаты за свою работу, пусть даже частичной.
Ну и для того, чтобы договор имел полноценную юридическую силу, безусловно, важно самому играть по правилам. То есть работать легально и платить налоги. Если фрилансер, не являющийся индивидуальным предпринимателем, оказывает услуги юридическому лицу в рамках договора ГПХ, то с полученной прибыли вычитается индивидуальный подоходный налог (ИПН) в размере 10%, а также социальные выплаты: обязательные пенсионные взносы (ОПВ) - 10% и взносы на обязательное медицинское страхование (ВОСМС) - 2%. При этом, несмотря на то, что налоги вычитаются с прибыли исполнителя, рассчитать и оплатить их обязан заказчик. Если же этот процесс автоматизировать (уже есть специальные сервисы), то обе стороны будут думать только о работе, а не о документах и отчётах.
Любой кризис — это период неопределённости, когда компаниям лучше всего переходить на проектное планирование, которое позволяет быстрее и успешнее адаптироваться к быстро меняющимся реалиями. Но важно учитывать, что при таком подходе любые долгосрочные инвестиции рассматриваются как рискованные, в том числе и инвестиции в кадры. При этом именно от последних зависит, насколько успешным станет та или иная компания. Поэтому следует правильно выбирать форматы сотрудничества, а именно активнее переходить на лизинг или аренду трудовых ресурсов, чаще сотрудничать с фрилансерами на основании договоров ГПХ и снижать за счёт этого расходы на персонал. Данный подход может позволить компании частично компенсировать нехватку квалифицированных кадров на рынке, да и в целом общий дефицит рабочих рук в Казахстане.
Правила комментирования
comments powered by Disqus