90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Поствыборный аффект. Стоит ли казахстанцам ждать появления новых партий?

17.04.2023 16:00

Политика

Поствыборный аффект. Стоит ли казахстанцам ждать появления новых партий?

Выборы закончились. Вновь избранные депутаты, получив вожделенные мандаты, кинулись «защищать народные интересы», а партийное поле по уже сложившейся традиции впало в летаргический сон. Впрочем, есть вероятность, что ненадолго. Тот факт, что в нижнюю палату парламента прошли сразу шесть политических объединений, вполне может мотивировать различные силы к созданию новых партий. Но при наличии соответствующего потенциала. Имеется ли он у нынешних политических игроков, и каковы в принципе ближайшие перспективы партийного строительства? На эту тему мы попросили поразмышлять экспертов.

Уразгали Сельтеев, директор Института евразийской интеграции:

«Новые партии будут»

- Потенциал для создания новых партий однозначно широкий. Во-первых, эти перспективы только сейчас открываются – после того, как устранили все препоны и начали реализацию политических реформ. Во-вторых, в партийно-политическом пространстве пока представлена лишь часть интересов и запросов социальных групп. К примеру, в Казахстане нет партии, которая реально отражала бы проблемы профсоюзов. В сфере трудовых отношений сегодня имеется масса несправедливых аспектов и перекосов в сторону работодателей. Именно это становится негативной питательной средой для роста протестности в нефтегазовом и горнодобывающем секторах. Поэтому я абсолютно убежден, что в Мажилисе и маслихатах должна быть такая нишевая партия.

Аграрная и экологическая повестки тоже будут очень востребованы в ближайшие годы. Поэтому в этих спектрах могут появиться несколько партий, хоть и с одинаковыми направлениями, но с разными взглядами, программами и решениями. Прошедшая электоральная кампания показала, что у нас в публичном поле крайне мало экспертов по сельскому хозяйству, и действующие политические партии не продемонстрировали чёткого видения по этим вопросам – ни «специализированная» партия «Ауыл», ни «Аманат».

В аграрной отрасли и в целом на селе слишком всё запущено, и пока ни у кого нет видения, как исправить сложившуюся ситуацию. Я знаю, что когда партии писали свои предвыборные программы, они не могли найти дельных инициатив по развитию сельского хозяйства. Либо экспертиза здесь слабая, либо специалисты пока не хотят проявляться. В общем, если кто-то сумеет собрать толковых экспертов-экономистов по аграрным вопросам, то сможет создать вполне респектабельную партию с солидной общественной поддержкой.

Тот факт, что в Мажилис прошли шесть партий, сам по себе является позитивным, ведь динамика расширения процесса демократизации напрямую зависит от роста количества субъектов и участников в любом политическом процессе и политической системе. Поэтому обозначился правильный тренд. Новые партии будут появляться. Насколько я знаю, на данный момент еще четыре инициативные группы прошли первый этап регистрации в Минюсте. Но надо понимать, что для создания и полноценного функционирования любой партии необходимы либо крупный спонсор и инвестор, либо консолидация группы состоятельных людей, либо широкая общественная поддержка, при которой граждане сами готовы жертвовать определённые средства на содержание политической организации. И последнее, я думаю, будет постепенно развиваться в городах, когда люди поймут, что через политическую и гражданскую активность, через самоорганизацию они смогут влиять на принятие управленческих решений, затрагивающих их жизнь.

Бурихан Нурмухамедов, политолог:

«Партия – дорогое удовольствие»

- И сама выборная кампания, и то, что ей предшествовало, в целом дают основания прогнозировать появление новых партий. Другой вопрос, какой будет их направленность. Пока трудно сказать, какие конкретно общественные слои и группы с какой повесткой планируют вывести свою деятельность на политический уровень.

На данном этапе партийного строительства наблюдается создание партий по социально-профессиональному признаку. Скажем, «Республика» и «Ак жол» нацелены на выражение интересов предпринимательства. «Ауыл» представляет сельхозпроизводителей, фермеров и в целом сельчан. Более широкий круг социально-экономических интересов намерена охватить партия «Аманат»: здесь и работники бюджетных организаций, и различные этнические группы, и другие слои и группы населения. Это наделяет ее признаками центристской партии. А вот НПК – выразитель левого спектра политических взглядов, близких к социалистическим идеям.

Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что сегодня наблюдаются попытки выражения на политическом уровне и совершенно иных интересов – например, различных этнических групп, сторонников кардинального переформатирования взаимоотношений Казахстана со странами-соседями, жёсткой оценки ситуации вокруг Украины. Но это также свидетельствует о том, что партия сегодня воспринимается как выразитель интересов определенных социально-экономических или социально-политических групп. А потому нельзя исключать вероятности того, что рано или поздно у нас появятся партии, смысл существования которых будет заключаться в решении тех или иных конкретных социальных проблем. Например, касающихся земли, языка и т.д. (Прим. редакции: согласно закону РК «О политических партиях», запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на … разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной, этнической и религиозной принадлежности граждан).

С другой стороны, создание политической партии – дело затратное и трудоёмкое. И если рассматривать процессы партийного строительства и давать им характеристики, то, прежде всего, нужно отличать серьёзные намерения определенных групп, имеющих достаточные материально-финансовые возможности для создания партий и, условно говоря, художественную самодеятельность маргинальных групп. Упрощение процедуры создания и регистрации партийных субъектов, безусловно, является неоспоримым плюсом, но для того, чтобы они эффективно функционировали, нужны немалые ресурсы. Содержание партии – дорогое удовольствие. Если рассматривать межэлекторальный цикл, то речь идет о сумме порядка 800-850 миллионов тенге в год, которая необходима для нормального функционирования центрального аппарата, региональных филиалов, проведения партийных мероприятий, акций. В периоды избирательных кампаний порядок цифр, конечно же, иной.

При отсутствии у потенциальных инициаторов создания политических объединений достаточных ресурсов партийное поле заполнят карлики, не имеющие собственной электоральной базы. В качестве примера можно привести партию «Байтак», которая демонстрировала большие амбиции в плане защиты экологии, «зеленой» экономики, но широкой поддержки избирателей на прошедших выборах не получила. Другое дело, что сейчас, в условиях деолигархизации и демонополизации экономики, какие-либо финансово-промышленные группы и просто состоятельные бизнесмены не станут без предварительного мандата пытаться создать партии, хотя не исключаю, что лояльная их часть может быть привлечена к поддержке уже существующих партийных проектов. К созданию же собственных политических объединений в текущих условиях их могут подтолкнуть только деградация и серьезный кризис всей партийной системы.

Что касается оппозиционных настроений, то, как показали минувшие выборы, они в казахстанском обществе не делают погоду, а блогерская тематика затрагивает очень узкий сегмент избирателей. Не имея данных социологии, конечно, трудно оценить, какая доля граждан разделяет такую повестку, но, по ощущениям, не больше 3-5 процентов. При этом субъектов, работающих в протестном поле, немало, и в случае дробления электората каждый из них способен занять лишь небольшую часть партийного пространства.

Создавать оппозиционные партии при таких исходных данных не имеет смысла. Смысл, возможно, появится тогда, когда наш социум перестанет демонстрировать инертность, консервативность и придёт к осознанию своих интересов. На примере протестующих против повышения пенсионного возраста французов мы видим высокую вовлеченность населения в социальную проблему. У нас проблем тоже немало, возьмем хотя бы самые острые на сегодняшний день – инфляцию и повышение цен на ГСМ, однако в нашей стране протесты, за редким исключением, носят локальный характер. И должно пройти определенное время, прежде чем самосознание и активность граждан достигнут необходимого уровня…

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: https://qmonitor.kz/politics/5141

17.04.2023 16:00

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
55,3%

населения Казахстана проживает в городах

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30