День Победы прошел, стихают праздничные выступления — и тема Великой Отечественной вновь отходит на второй план. В то же время в странах Центральной Азии продолжаются споры о том, как стоит относиться к тем событиям. Кто прав и кто виноват, кто истинный герой и стоит ли надевать или снимать ленточки… Как относятся к Великой Отечественной войне в Казахстане, Ia-centr.ru рассказала писатель, общественный деятель, историк, академик Российской Академии Естествознания, академик Евразийской Академии телевидения и радио Лайла Ахметова.
- В последние годы в Казахстане стали часто раздаваться голоса о том, что Победа в Великой Отечественной на самом деле не такая уж и победа, что панфиловцев не было, что казахстанцев вычеркнули из числа людей, водрузивших знамя над Рейхстагом… Нет ли у вас ощущения, что это все привносится извне, потому что Великая Победа была цементирующим фактором, скрепами для всех постсоветских республик. И сейчас таким образом нас пытаются разделить?
- Да, это так. Сознательно извне пытаются нивелировать победу и героизм ветеранов. Делают это, чтобы раздолбать вот то, что нас объединяет, чтобы мы все разбежались по своим квартирам.
Люди, которые выступают с такими заявлениями, - враги своего государства. Мы наступаем на одни и те же грабли. В советское время мы выкинули куда подальше наших баев и биев, нашу всю историю, царей, дворян. И начали с рождения Владимира Ленина. А там, раньше, все было плохо. Все плохо жили, а потом пришла советская власть - и мы зажили хорошо.
А сейчас получается, что все хотят забыть Советский Союз и советское время, а теперь уже и Великую Отечественную войну. В одной из центральноазиатских стран, не буду ее называть, с 90-х годов советское время, XX век, вообще не изучали. И мы тоже идем к тому, как будто этого не было. А если и было - то только плохое: голод, репрессии и так далее. Вот они грабли, вот она ошибка.
Я считаю, что отказ от своего прошлого - одна из главнейших идеологических ошибок нынешнего времени, которая для Казахстана чревата гораздо худшими последствиями, чем последствия советского периода, когда прошлое также было предано забвению.
Манипулировать людьми идеологи научились хорошо. Поэтому нам остается только одно - внимательно изучать советский период, историю XX века. Изучать, а не кричать слепо за другими: «голодомор» и прочее. Потому что в Казахстане был голод. Разница между голодом и голодомором - колоссальная.
- Но ведь обидно. Восхваление того же Туркестанского легиона, высказывания в духе «лучше бы победили немцы, и мы бы сейчас жили в Германии». Обидно нам - детям, внукам, правнукам тех, кто воевал. Получается, что наши деды напрасно проливали свою кровь…
- А где они - внуки и правнуки? У меня есть идея создать международную ассоциацию потомков панфиловцев и их друзей. Можно создать также ассоциации потомков участников Сталинградской битвы, защитников Брестской крепости, Курской дуги, наших 310-й, 312-й, 314-й, Семипалатинской дивизии - в общем, всех потомков объединять через воинские дивизии, через битвы. Потому что эти потомки помнят о войне.
И тогда даже в тот же Бессмертный полк, а с прошлого года «Батырларға тағзым», мы сможем выходить дивизиями, полками, воинскими подразделениями. И показывать, что мы помним! Понятно, что многие пытаются в своих целях манипулировать этим. Но это наша святая память, это наши герои!
Что касается Туркестанского легиона, то Мустафа Шокай был противником Советского Союза. И он покинул пределы страны так же, как это делали дворяне, белогвардейцы и так далее. Да, немцы ему предлагали создать группировку против советской власти. Но он хотел спасти казахов. И когда ты в роли просителя, понятное дело, что будет только то, чего хочет начальство. А немцы не хотели спасать азиатов от голодной смерти. Кроме того, не стоит забывать, что Шокай умер в декабре 1941 года, а Туркестанский легион был создан в марте 1942 года. Почему об этом не говорят?
Да, Шокай был ярым врагом Советского Союза, но он хотел спасать казахов. Шокая надо изучать. И наши историки должны говорить, что в нашей истории были не только те, кто выступал за советскую власть, но и те, кто были против нее. И мы должны их изучать, но не всячески превозносить.
И второе. Мое отношение к солдатам Туркестанского легиона - негативное. Они принимали присягу, а значит, они - предатели Родины. Они нарушили закон. И это касается не только Туркестанского легиона, но и власовцев, РОА и других. К сожалению, материалы Туркестанского легиона до сих пор под грифом «совершенно секретно». Их никто не читал, не изучал. А все научные труды о нем основаны на косвенных источниках. Это надо понимать.
- Как вы относитесь к таким мероприятиям, как Бессмертный полк, диктант Победы, парады? В нынешнем обществе отношение к таким акциям неоднозначное.
- Здесь примерно такая же ситуация, как с георгиевскими лентами. У людей неоднозначное отношение. У нас стало много мусульман, которые оценивают тот же Бессмертный полк по канонам шариата. Но ведь мы живем в светском государстве. Что касается парадов, то у нас парады проводились не каждый год, а раз в пять лет - по юбилейным датам.
Нужно проводить те мероприятия, которые требует общество. Наше общество хочет выходить 9 мая на улицу, возлагать цветы к Вечному огню. И я считаю, что такие праздники, такие акции и мероприятия должны быть.
И хорошо, что власти Казахстана их разрешают. Кроме того, на 9 Мая обязательно возлагают цветы руководители страны, акимы городов. Вспоминают павших, чествуют ветеранов. Все акимы ездят к своим ветеранам и лично каждого поздравляют. Это уже тоже наша традиция.
Мы это видим каждый год. Да, это не нравится некоторым - но это будет до тех пор, пока будут живы участники Великой Отечественной войны. И никто в Казахстане это не запретит. Я верю в здравомыслие всех нас. Историю надо знать и помнить. Слава героям великой войны!
Правила комментирования
comments powered by Disqus