На столичном кладбище процветает вандализм, тут грабят даже могилы ветеранов ВОВ.
Калитки, оградки, а иногда и алюминиевые кресты пропадают тут с поразительной скоростью даже с тех могил, за которыми регулярно ухаживают.
Корреспондент «Азия-Плюс» поехал на место, чтобы узнать, кто ворует.
Столичное православное кладбище – одно из самых крупных в Центральной Азии, растянулось оно на несколько километров по холмам. Здесь более полутора миллионов захоронений, первые из которых появились в начале 1930-х годов.
Многие могилы давно забыты и заброшены, они чаще остальных подвергаются осквернению: с них предприимчивые вандалы снимают всё, что можно сдать на металлолом. Пункт приема тут же (неожиданно удачно) - у главных ворот кладбища, но там, конечно же, клятвенно заверяют, что подобные вещи не принимают…
Воруют и разрушают
Работники кладбища рассказывают, что воровством тут промышляют цыгане-люли. Но некоторые пользователи Facebook считают, что вандализмом занимаются охранники или местные жители: одни, чтобы перепродать, другие, чтобы поставить себе забор. Кстати, это происходит на всех некрополях Таджикистана – неважно мусульманских или христианских.
Не воруют ограждения, пожалуй, только на кладбищах у бухарских евреев, которые заботятся об усопших родственниках даже из-за рубежа и выставляют отдельную охрану.
«На русском кладбище у нас всегда воровали. Мы похоронили дядю в 1985 году, поставили качественную металлическую ограду, которую украли, затем еще раз ставили, её тоже сняли, – рассказывает пользователь Марианна Арипова. – Могилы раскурочивают, металл снимают, цветы собирают и вновь продают. Вот так вот. Видимо, заниматься варварством на христианском кладбище для них не грех. Я, когда хожу на кладбище, у цветов обрываю стебли. Чтобы не собрали с могил и заново не продали. Увы».
О воровстве цветов «Азия-Плюс» рассказала и посетительница кладбища, пришедшая навестить родных во время нашего репортажа.
«Я из Турсунзаде. Там православное кладбище давно уже находится в ужасном состоянии: оградок нет, кресты сломаны, – рассказывает Мария. – А здесь у меня родственники, и на Пасху я приносила красивые искусственные цветы. Пока Батюшка читал праздничную молитву, цветы уже украли! Я искала и оказалось, что это сделали русские, чтобы потом перепродать. Это ужасно».
Крали с могил всегда, но в последний год ситуация стала критичной.
«У нас памятник своровали, мы писали заявление, потом его вернули, но совершенно другой – тоже где-то сняли. Кресты раскачивали, но не смогли унести. Берут те, кто работает внизу (мастера), если никто не смотрит за могилкой, они снимают кресты, перекрашивают и снова продают, – рассказала пользователь Volkova Volkova. – По нашим обычаям нужно после похорон оставлять тарелку, стакан и ложку – так на утро этого уже нет! Дети забирают и несут домой – весь негатив несут домой, и никто даже об этом и не думает. Это было и будет!».
«Должна сказать, что вандализм процветает не только на православном кладбище, но и на мусульманском. Мне самой пришлось с этим столкнуться дважды! – делится пользователь Саноат Азизова. – Пришлось ставить ограду и все остальное на могиле моего папы дважды! А теперь работники кладбища предложили мне вариант - ограды не из металла, а из бетона. Пока стоит, правда, не знаю надолго ли?»
Грабят даже могилы ветеранов ВОВ
За некоторыми захоронениями и отдельными участками кладбища ухаживают служащие 201-й Российской военной базы, состоящие в группе «Память–201», возглавляемой военным историком Гафуром Шерматовым. Они занимаются поиском воинских захоронений, восстановлением их внешнего вида и уходом за ними.
С 2019 года участница группы Инна Сайфуллина ухаживает за могилой ветерана ВОВ и полковника гвардии Ивана Андреевича Зыкина. Его родные давно уехали из страны, и могила осталась без ухода. Четыре года назад они обратились с письмом в Минобороны РФ, которое было переправлено на РВБ, с просьбой найти захоронение и привести его в порядок.
«Могилку мы нашли быстро. Она поросла травой, надпись на обвалившемся памятнике была еле видна, калитки на покосившейся ржавой ограде не было. Мы всё восстановили: положили каменную плитку, поставили столик и скамейку, обновили памятник и покрасили оградку. Также установили табличку, что за захоронением ухаживает военная комендатура Российской военной базы.
Но вандалов это не останавливает, – рассказывает Инна. - В прошлом году украли калитку, мы поставили новую, но недавно утащили и её. Сейчас вот поставили третью. До каких пор это будет продолжаться? Человек был ветераном и героем Великой Отечественной войны, совершил немало подвигов. Разве он заслуживает такого неуважения?».
Возле могилы полковника Зыкина множество заброшенных могил, на которых отсутствуют не только калитки, но и части оград.
Воры избивают охранников, а им даже нечем защищаться
Проехав по кладбищу с таксистом, мы увидели, что около 70% могил с ограждениями остались без калиток. А также узнали, что охранники тут работают посменно, но некоторые из них без выходных. До темноты они регулярно делают обходы, поднимаясь наверх, чтобы лучше осмотреть территорию. Но по ночам кладбище погружается во тьму, хотя вдоль главной аллеи, протяженностью около 1,5 км установлены фонарные столбы.
Но освещения здесь нет с 1990-х годов, а ворам-вандалам такое положение вещей на руку. На кладбище можно заехать с разных сторон (не обязательно через главные ворота) и выехать с крадеными трофеями оставшись незамеченными.
«Активное воровство калиток и оградок началось примерно месяц назад. Каждую ночь воруют! Никак не можем поймать, а когда ловим и сдаём милиции, милиционеры их почему-то отпускают, – рассказывает местный таксист Тохир. – Моего знакомого охранника не раз избивали воры, а однажды даже сбросили в могилу».
Кстати, охранники вынуждены защищаться голыми руками или подручными средствами, так как для самообороны у них ничего нет.
«…При правильной работе правоохранительных органов с населением, которое там живёт, можно быстро переловить всех воров и прекратить вандализм на кладбище, – рассуждает пользователь Михаил Багратиони. – Добавить к этому пару тройку публичных наказаний с освещением в социальных сетях и будет порядок».
Самое странное, что на кладбище поселились живые люди, построив тут дома. Во время нашего визита они как раз косили сено, растущее возле жилищ. Там же пасётся скот, загрязняя могилы экскрементами.
По исламу незаконное посягательство на дома мертвецов является нарушением прав умерших. Поэтому мусульмане обязаны соблюдать права мертвых так же, как права живых, а это значит: не сносить, не выкапывать и не перемещать могилы.
«Оградки - еще полбеды. У моих родственников отбито по половине памятных плит. Один остов и торчит, – пишет Людмила Александровна. – Дед - ветеран Великой Отечественной войны. А еще на кладбище прекрасным образом живут люди, пасут коров и даже назначают свидания».
Каким бы старым ни было кладбище, оно должно быть защищено от любых посягательств со стороны живых. Но людей, которые, очевидно, незаконно поселились здесь, ничего не пугает: ни кара Аллаха, ни угроза для здоровья.
На кладбищах земля заражена трупным ядом и различными вредными газами, опасными для здоровья. Но местные поселенцы копают здесь огороды, стирают ковры и курпачи, используя в качестве сушилок оградки близлежащих могил. А среди захоронений играют в футбол дети, попутно собирая еду, оставленную на могилках...
Правила комментирования
comments powered by Disqus