90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Министра понесло…Есть ли смысл в наращивании количества грантов для студентов?

04.07.2023 22:00

Общество

Министра понесло…Есть ли смысл в наращивании количества грантов для студентов?

11 июня исполнился ровно год, как главой созданного тогда же нового Министерства науки и высшего образования назначен Саясат Нурбек. Чего у него не отнимешь, так это умения зажигательно выступать, фонтанировать идеями. Но насколько они адеватны и просчитаны? Вопрос отнюдь не праздный – нередко, слушая министра, поневоле вспоминаешь бессмертное «Остапа понесло…». Например, когда он заводит речь о государственном заказе на подготовку специалистов с вузовскими дипломами.

Всё больше и больше…

Прошлой осенью на брифинге в Службе центральных коммуникаций Нурбек сообщил, что до 2025-го планируется ежегодное увеличение числа грантов на 10 процентов. Такую необходимость он объяснил следующим образом: «В этом году в первый класс пошли около 400 тысяч детей, школу окончили 170 тысяч выпускников. Это значит, что через 10 лет количество выпускников школ увеличится в два с половиной раза. Соответственно увеличится число молодых людей, желающих получить высшее образование».

Но ведь очевидно, что далеко не все сегодняшние первоклассники получат полное школьное образование, а затем дружно устремятся в вузы. Если проследить в динамике данные официальной статистики, то можно сделать вывод, что, как правило, лишь немногим более 60 процентов «первашей» в итоге заканчивают 11-е классы. Например, в прошлом году школы Казахстана выпустили 161.430 юношей и девушек (министр «округлил» цифру до 170 тысяч), тогда как одиннадцатью годами раньше, в 2011-м, они приняли 260.074 первоклассников. Соответственно, если исходить из этой пропорции, то в 2033-м выпускников будет порядка 240 тысяч (400.000 х 60 процентов), что не в два с половиной, как посчитал Нурбек, а, максимум, в полтора раза больше, чем в прошлом году.

Куда деваются остальные? Скажем, из тех, кто пошёл в школу в 2011-м, примерно 20 тысяч ограничились получением неполного среднего образования, а некоторые прекратили учёбу ещё раньше – из желания раньше начать самостоятельную жизнь, в силу других обстоятельств. Около 80 тысяч после 9-го класса поступили в колледжи. Конечно, кое-кто из них потом пошёл в вузы, но таких меньшинство: например, в прошлом году студентами университетов стали 33 тысячи выпускников системы технического и профессионального образования (ТиПО).

Дело в том, что молодёжь становится прагматичнее, в её рядах растёт доля тех, кто следует принципу «лучше синица в руках, чем журавль в небе». В данном случае «синица» – это возможность освоить бесплатно рабочую профессию и начать в 18 лет зарабатывать, а «журавль» – необходимость тратить дополнительные два года в школе, а затем ещё четыре в вузе, платить за обучение миллионы тенге родительских денег, при этом имея туманные перспективы трудоустройства. Всё больше юношей и девушек приходит к пониманию того, что сегодня главное – не «корочка», а обретение востребованной специальности. К слову, такая жизненная позиция соответствует и долгосрочным интересам государства.

Тем не менее, за последние пять лет количество грантов в системе высшего образования РК увеличилось вдвое, и в прошлом году их только на бакалавриат выделили 73 тысячи – при том, что на первые курсы поступили в общей сложности 163,5 тысячи человек. Для сравнения: в 2017-м это соотношение составило 37,9 тысячи и 138,4 тысячи, то есть «бюджетные» места достались лишь четверти свежеиспечённых студентов.

Теперь министр, опираясь на, мягко говоря, некорректную статистику, собирается наращивать число грантов на 10 процентов ежегодно. Тогда как общее количество принимаемых на первые курсы университетов (в сумме «грантников» и «платников») растёт куда меньшими темпами: в 2020-м – 152,8 тысячи, в 2021-м – 159,8 тысячи, или на 4,6 процента больше по сравнению с предыдущим годом, в 2022-м – 163,5 (рост на 2,3 процента). Иными словами, доля студентов, чьё обучение финансируется налогоплательщиками, будет и в дальнейшем неуклонно повышаться.

«Неосвоенные» гранты

Кто-то скажет: а что в этом плохого? Ведь чем больше юношей и девушек обретут возможность бесплатно получить высшее образование, тем лучше. Но вопрос в том, кому достаются государственные гранты, имеют ли такие студенты достаточный фундамент базовых школьных знаний для того, чтобы успешно освоить вузовскую программу? Будет ли от них толк как от специалистов, или же они пополнят ряды никому не нужных обладателей дипломов, а бюджетные деньги окажутся потраченными впустую? Кстати, деньги немалые: как сообщил Нурбек на том же брифинге в СЦК, средняя стоимость одного образовательного гранта в стране достигла миллиона тенге. Это только за год обучения, а нужно проучиться не меньше четырёх лет.

Как известно, при распределении государственного образовательного заказа в качестве приоритетных рассматриваются инженерные специальности, на которые выделяется значительная часть грантов. В прошлом году на многих из них проходной балл оказался таким же, что и минимальный порог вообще для поступления в вузы, – 50. В частности, это «механика и металлообработка», «горное дело и добыча полезных ископаемых», «транспортные сооружения», «строительные работы и гражданское строительство», «магистральные сети и инфраструктура», «производство материалов (стекло, бумага, пластик, дерево)», «текстиль: одежда, обувь и кожаные изделия» и другие. Иначе говоря, гранты достались в том числе тем, кто в школах перебивался с «двойки» на «тройку». А ведь в вузах им предстоит осваивать сложные технические дисциплины. Смогут ли? Большой вопрос.

При этом, например, по первой из названных специальностей, «механике и металлообработке», возможность учиться бесплатно получили 762 абитуриента, хотя ранее сообщалось, что на неё выделено 1605 грантов, или вдвое больше. Последняя цифра фигурирует и в приказе министра образования от 2 июля 2021-го «О распределении государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием на 2021/2022, 2022/2023, 2023/2024 учебные годы». Или взять «текстиль: одежда, обувь и кожаные изделия» - планировали принять на обучение за счёт госбюджета 900 юношей и девушек, а фактически приняли лишь 187, то есть почти в пять раз меньше (скорее всего, среди соискателей больше не нашлось набравших хотя бы 50 баллов). И примеры такого рода можно приводить долго. А из 10 тысяч грантов, выделенных целевым образом абитуриентам Атырауской и Мангистауской областей, обрели своих хозяев всего-то менее двух с половиной тысяч – остальные, похоже, тоже недобрали до порогового уровня.

Возможно, часть оставшихся невостребованными грантов была распределена среди абитуриентов, которые подали документы на другие специальности, но не прошли там по конкурсу. Об этом свидетельствует то, что, например, на «электротехнику и энергетику», «электротехнику и автоматизацию», «производство продуктов питания» и на ряд других было принято намного больше студентов, чем предусмотрено вышеупомянутым приказом министра. Выходит, чиновники от образования и ректора вузов видят главную свою задачу не в подготовке квалифицированных кадров для отечественной экономики с учётом её перспективных потребностей, а в том, чтобы выбить как можно более значительные объёмы государственного заказа?

Новые идеи

Причём останавливаться они отнюдь не собираются. В начале нынешнего года на расширенном заседании коллегии министерства Нурбек объявил о предстоящем введении так называемых дифференцированных грантов. Это означает, что их получателями станут и те, кто не прошёл по конкурсу, – то есть, в зависимости от количества баллов, набранных ими на ЕНТ, студентам за счёт государственных средств будут компенсировать от трети до половины стоимости обучения.

Но и это ещё не всё. Недавно, в середине мая, на форуме по развитию человеческого капитала в Астане министр заявил: «Мы наращиваем количество грантов ежегодно – повышаем, повышаем. В прошлом году 88 тысяч грантов вузам выдали, 127 тысяч для ТиПО. Это путь в никуда. В какой-то период просто разорвётся бюджет». А затем добавил: «С учётом роста рождаемости в последние годы расход из бюджета на гранты к 2040 году составит 3,1 триллиона тенге».

После таких слов показалось, что Нурбек наконец-то прозрел и теперь предложит как-то остановить эту гонку с ежегодным наращиванием объёма государственного образовательного заказа. Но, как выяснилось, он пытался лишь обосновать свою новую идею: «Если мы хотим удержать на том же уровне доступность высшего образования, то должны менять подход. Мы сейчас прорабатываем единую солидарную накопительную систему «Келешек» («Будущее»). Суть её заключается в том, чтобы в финансировании затрат на высшее образование участвовали и родители будущих студентов, делая регулярные обязательные взносы: «Нужно всё собрать в один накопительный счёт. Расчёт актуарный мы отрабатывали. Один МРП если докладывает семья в помощь государству - 6,5 миллиона накапливается к 18 годам ребёнка».

Один МРП сегодня – 3.450 тенге. Можно ли при условии ежемесячных взносов за 18 лет собрать 6,5 миллиона? Теоретически можно, но есть сильные подозрения, что для получения «на выходе» этой суммы те, кто делал расчёты, закладывали в них ежегодное, причём существенное, повышение размера МРП, а также ныне действующую ставку банковского вознаграждения за депозиты (14-15 процентов – рекордные за последние двадцать лет, что продиктовано высоким уровнем инфляции). Во всяком случае, именно на подобный расклад намекают результаты действий, произведённых автором этих строк на электронном калькуляторе накоплений.

Ну, ладно, допустим, так и будет. Но ведь в этом случае примерно в такой же пропорции подорожает и обучение (уровень инфляции и проценты по накоплениям тесно взаимосвязаны), а значит, названной министром суммы в 6,5 миллиона тенге через почти два десятилетия может не хватить даже на один курс университета. И потом, для многих родителей один МРП – тоже далеко не лишняя часть семейного бюджета. А если у них не один, а трое или четверо детей? Придётся вносить деньги за каждого?

Чем вызвана такая активность Саясата Нурбека, направленная на дальнейшее наращивание и без того огромного количества государственных грантов, которых уже сейчас больше, чем абитуриентов, достойных их получения, а также на «отъём» у населения денег для подержания аппетитов вузовской системы? Чьи интересы он выражает?

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: https://qmonitor.kz/society/5723

04.07.2023 22:00

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Аскар Акаевич Акаев

Акаев Аскар Акаевич

главный научный сотрудник МГУ (Москва)

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

6%

кыргызстанцев не имеют доступа к чистой питьевой воде

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30