В последнее время руководство Японии начало уделять больше внимания политическим и экономическим инициативам по сближению с Центральной Азией.
"Это важный с точки зрения геополитики регион, богатый природными ресурсами, он имеет большое значение для Японии", - к такому выводу пришла группа депутатов правящей Либерально-демократической партии (ЛДП), работающей над укреплением связей со странами Центральной Азии.
Япония планирует укреплять связи с Центральной Азией
В ходе последней встречи представителей ЛДП с Фумио Кисида, руководитель партии, экс-премьер Таро Асо передал действующему премьеру предложения по укреплению связей с государствами центральноазиатского региона.
Рекомендации включают, в частности, предложение о проведении регулярных встреч на высшем уровне между Японией и странами Центральной Азии, начиная со следующего года.
Как отмечается, по итогам встречи Кисида заявил, что намерен дать соответствующее поручение МИД страны.
Другими словами, Япония намерена создать противовес постепенно набирающему обороты формату «Китай-Центральная Азия». На фоне фактического провала американского проекта «С5+1», возможно, Токио делает ставку на то, что их инициатива будет более результативной.
Отношения в формате диалога «Центральная Азия плюс Япония / 5+1» (ДЦАЯ), которые Япония впервые инициировала со странами Центральной Азии в 2004 году, стали примером для мира, и различные страны от Китая до США начали развивать их отношения со странами региона в этих рамках. В рамках ДЦАЯ официальные лица правительства Японии проводили встречи на различных уровнях.
Министры иностранных дел, которые до этого момента встречались уже семь раз, встретились 6 августа 2020 года в режиме видеоконференции из-за вспышки Covid-19.
Кроме того, 14 раз проводились встречи высокопоставленных официальных лиц, 8 раз проводился Токийский диалог и различные экономические форумы.
Эта система отношений, разработанная Японией, позволила ей принять сбалансированный подход к странам и предотвратить исключение одной страны. В частности, страна со статусом постоянного нейтралитета, такая как Туркменистан, была включена в сеть отношений, которые Япония хотела развивать в рамках ДЦАЯ.
С другой стороны, Япония активизировала свои экономические отношения, держалась в стороне от политических проблем в регионе, не рассматривалась как субъект, которого следует опасаться, несмотря на ее экономическую мощь, и преуспела в позиционировании себя как друга Азии.
В 2006 году тогдашний министр иностранных дел Японии Таро Асо в своей речи на встрече 5+1 в Токио заявил, что в регионе началась новая «большая игра», но что Центральная Азия — это коридор мира и стабильности.
Асо объяснил, что интерес Японии к региону основан на четырех столпах. Прежде всего, он заявил, что порядок в мире похож на цепь, и заявил, что процветание Японии параллельно силе этой цепи.
По этой причине он заявил, что проблемы безопасности в Центральной Азии и даже в ближайшем географическом регионе, таком как Южная Азия, должны быть преодолены, и что Токио действует как раз с этими целями.
Во-вторых, это подземные богатства, такие как золото, уран и энергетические ресурсы, обнаруженные как в Центральной Азии, так и в Каспийском регионе. Подчеркнув богатство стран региона, в том числе Азербайджана, с точки зрения энергоресурсов, Асо сказал, что они заинтересованы в том, чтобы Центральная Азия была источником поставок для Японии.
В-третьих, географическая близость между Японией и Центральной Азией и опыт модели структурирования, реализованной в Японии после Второй мировой войны, показали желание поделиться ими со странами региона.
Япония никогда не упустит возможности насолить своему главному геополитическому сопернику, а все мы прекрасно понимаем в чьем политическом фарватере действует нынешнее японское руководство.
Более того, в Токио будут вдвойне рады, если в перспективе их инициатива отразится на реализации пекинского проекта «Один пояс, Один путь».
Кстати, несмотря на существующие разногласия, Пекин пытается выстроить с Японией и Южной Кореей, еще одним проамериканским игроком в регионе, конструктивный диалог.
КНР призывает обе страны к сотрудничеству для «оживления Азии» и развития чувства «стратегической автономии» от Запада.
Последним эту мысль озвучил глава Канцелярии Комиссии КПК по иностранным делам Ван И в ходе встречи с японскими и южнокорейскими гостями в рамках трехстороннего форума в Циндао.
Ранее мы писали, что Япония собирается укреплять связи с Центральной Азией так как "это важный с точки зрения геополитики регион, богатый природными ресурсами, и он имеет большое значение для Японии".
Правила комментирования
comments powered by Disqus