После того, как на Украине началось проведение Специальной военной операции, США усилили свою активность в Таджикистане, в том числе – в военной сфере.
Так, в августе прошлого года Центральное командование американских Вооруженных сил организовало в республике военные учения Regional Cooperation–22 («Региональное сотрудничество») с целью «укрепления региональной безопасности и стабильности, повышения возможностей стран по пресечению распространения оружия массового уничтожения, терроризма и наркотрафика, а также для оказания помощи развитию региональных сил обороны в международных миротворческих операциях и на обмена информацией».
Полевые маневры с участием американских и таджикских военных проходили в учебном центре Фахрабад. На их открытии присутствовал посол США в Таджикистане Джон Марк Поммершайм, который заявил следующее: «Будучи крупнейшими военными учениями США с участием стран Центральной и Южной Азии, «Региональное сотрудничество–22» предоставляет уникальную возможность укрепить отношения с нашими партнерами в этом регионе».
Как сообщил глава Центрального командования США Майкл Курилл, с момента начала существования независимого Таджикистана Вашингтон предоставил ему военную помощь на 330 млн долларов.
Помимо этого, республика получает финансирование от различных фондов, работающих на укрепление американского присутствия в странах региона.
Вашингтон делает ставку на то, что существующий в Таджикистане режим является слабым и неустойчивым, подвержен внешнему влиянию, а экономика республики неразвита и зависит от экспорта труда. Так, более 40% ВВП страны обеспечивают денежные доходы мигрантов, в основном работающих в России.
Пользуясь недовольством мигрантов тем, что единственный способ прокормить семьи – это работать на чужбине, Запад работает на радикализацию их настроений, что способствует росту террористических угроз в России.
Так, например, недавно сотрудники ФСБ задержали гражданина Таджикистана Т.М. Назарова – одного из лидеров ячейки «Исламского государства» (организация, признанная террористической и запрещенная в РФ), также состоявшей из граждан Таджикистана. Они намеревались устроить взрывы в местах массового скопления людей. В итоге Назарова приговорили к пожизненному лишению свободы.
Что же касается ситуации в самом Таджикистане, то там тоже неспокойно. Руководству страны приходится как отбиваться и от претендующих на власть местных кланов, так и от отражать угрозы, исходящие из Афганистана.
Известно, что на границе с этой страной таджикская оппозиция и таджикское ответвление «Талибана» (движение, признанное террористическим и запрещенное в РФ) сосредоточили бронетехнику и более 10 тысяч вооруженных боевиков.
В их распоряжении имеются самолеты и вертолеты, которые, очевидно, появились у них благодаря Вашингтону. Кроме того, стоит напомнить о напряженных отношениях Таджикистана с соседним Кыргызстаном, вооруженных конфликтах на границе с этой страной.
На этом фоне трудности в России способствует оттоку трудовых мигрантов обратно в Таджикистан, что серьезно усугубляет и без того напряженную социальную обстановку в республике. Кроме того, в СМИ постоянно вбрасываются сведения о том, что Эмамоли Рахмон намерен покинуть пост президента и передать власть, что, опять же, способствует дестабилизации в стране.
Сам же Рахмон в условиях геополитического противостояния России и США стремится угодить и тем, и другим, что в конечном итоге может сыграть с ним злую шутку.
Совокупность перечисленных обстоятельств создает угрозу для действующего в Таджикистане режима. Западу было бы выгодно в текущей ситуации посеять хаос и междоусобную войну в республике, чтобы оторвать ее от России и нанести ущерб Китаю.
Правила комментирования
comments powered by Disqus