Сухопутная граница России и Казахстана является самой протяженной в мире. Приграничные районы отличаются большим разнообразием природных и социально-экономических условий. Между регионами исторически сложились обширные и разносторонние связи. Подробнее об особенностях приграничного сотрудничества читайте в статье заместителя директора Института географии РАН Владимира Колосова, научных сотрудников лаборатории геополитических исследований Института географии РАН Михаила Карпенко и Александра Себенцова.
Взаимодействие приграничных районов России и Казахстана в газовой сфере
Экономический потенциал российско-казахстанского пограничья, измеряемый в показателях валового регионального продукта (ВРП), в 2019 году превысил 630 млрд долларов, что сопоставимо с ВВП многих европейских стран. Приграничные районы имеют большое значение для экономик государств: в казахстанской части формируется до 37 % ВВП страны, а в российской – 12 %.
Распад СССР и трансформационные процессы 1990-х годов привели к разрыву производственных связей, оттоку квалифицированных кадров и упрощению производственной структуры экономики всех регионов приграничья обоих государств. Несмотря на распад единого хозяйственного механизма, производственные отношения всё еще остаются одной из основных сфер трансграничного взаимодействия.
Ключевым направлением сотрудничества являются связи в топливно-энергетическом секторе. Ярким примером может служить переработка газа с Карачаганакского месторождения на Оренбургском газоперерабатывающем заводе (ОГПЗ).
Казахстанскими властями неоднократно поднимался вопрос о строительстве собственного ГПЗ на месторождении Карачаганак, однако от этого проекта отказались, в первую очередь исходя из экономических соображений – модернизировать производство оказалось дешевле.
В 2002 году подписано соглашение о создании совместного предприятия (СП) «КазРосГаз», но его работа началась лишь в 2007 году. Совместное предприятие за год закупает около 15 млрд кубометров сырого газа с Карачаганакского месторождения и перерабатывает его на мощностях ОГПЗ. Сухой газ в необходимом объёме направляется на внутренний рынок Казахстана, а оставшаяся часть реализуется по экспортным контрактам.
Другим примером трансграничного сотрудничества России и Казахстана в газовой сфере является совместная разработка Имашевского месторождения, расположенного на границе Астраханской и Атырауской областей. Соглашение о совместной разведке месторождения было подписано в 2010 году, а оператором было выбрано предприятие «КазРосГаз».
Сотрудничество в нефтяном секторе
Нефтяная отрасль играет ключевое значение в экономиках двух государств, а сотрудничество регионов в этой сфере носит разноплановый характер.
Можно выделить несколько основных совместных проектов по переработке нефти и ее транспортировке. Среди них – поставки российской нефти по нефтепроводу Омск – Павлодар на Павлодарский НХЗ, который был спроектирован под западносибирские сорта нефти.
Кроме этого, во второй половине 2000-х годов удалось договориться о бесперебойном поступлении нефти из России по схеме замещения. Этот подход предполагает, что в обмен на российскую нефть Казахстан предоставляет России права на такие же объемы в своих трубопроводах.
Проекты по транспортировке нефти заключаются в экспорте казахстанского сырья на внешние рынки с использованием российской трубопроводной системы и транспортной инфраструктуры – через Астраханскую (нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума), Самарскую (нефтепровод Узень – Атырау – Самара) и Омскую (Омск – Павлодар – Шымкент – Чарджоу) области.
Сотрудничество в нефтяной сфере зачастую является элементом энергетической безопасности и конкуренции, где стороны исходят из национальных интересов.
Модернизация казахстанских НПЗ в 2010-е годы привела к приросту в производстве светлых нефтепродуктов для внутреннего рынка Казахстана и последующему введению запрета на ввоз ГСМ, ранее поступавших из России.
Усугубилась и другая давно существовавшая проблема – разница в ценах на бензин и дизельное топливо, которые в Казахстане всегда были ниже, чем в России. Это привело к частичному запрету с 2021 года на вывоз отдельных видов ГСМ из Казахстана как жителями приграничных регионов России, так и казахстанцами.
При всех сложностях российско-казахстанское трансграничное взаимодействие во многих отношениях можно рассматривать как пример использования соседства во благо приграничных территорий и стран в целом.
Производственные связи, единое культурно-языковое пространство, общие транспортные системы составили прочный фундамент экономической интеграции, невзирая на кризис первых лет после распада СССР.
Правила комментирования
comments powered by Disqus