Внешнеполитическая конъюнктура – это как лимон, можно поперхнуться от кислоты, а можно сделать лимонад и получать удовольствие. Кыргызстану достался такой амбивалентный лимон в виде попыток Запада изолировать Россию с началом СВО. Республика, повинуясь окрикам из Вашингтона, может выкинуть его, а может превратить в новый экономический уклад и существенно поднять уровень жизни в стране. Что победит – прагматика или страх? Пытаемся разобраться вместе с «ВЭС 24».
Война войной, а обед надо заработать
В Кыргызстане сложилась уникальная ситуация. Есть такое выражение – идеальный шторм. Это когда вся дрянь, которая могла случиться в той или иной сфере, таки случается и сосредотачивается в одной точке. В республике сложился такой идеальный шторм только с сугубо позитивным знаком. Переверстка привычных транспортных маршрутов, антироссийские санкции, тесное экономическое сотрудничество с Россией, Китаем, Турцией – все это дает Кыргызстану шанс стать логистической и производственной площадкой в сложившихся экономических и политических обстоятельствах.
Часть кыргызстанской элиты и, разумеется, представители местного бизнеса это прекрасно понимают. По мнению редактора экономического телеграм-канала LogiStan Григория Михайлова, сегодняшний транзит грузов из Кыргызстана в Россию – это золотая жила:
«Транзит грузов в первую очередь идет из Китая в Россию, из ЕС в РФ, из Турции – туда же и так далее. Официально ни Киргизия, ни Казахстан транзит санкционных товаров не одобряют. Более того, они заявляют, что готовы бороться с реэкспортом. Но как тогда объяснить строительство десятков логистических комплексов в окрестностях Бишкека, предназначенных для хранения и перевалки грузов? (…) Открываются фабрики, заводы, мелкие производства электроники, бытовой техники, продуктов питания и многого другого, с тем, чтобы производить продукцию на месте».
Иначе говоря, речь идет не только о такой простейшей экономической модели, как «купи-продай» - она вряд ли сможет стать прочным фундаментом для экономического рывка, а о производстве. Да, пока мелком, что называется, «отверточном», но производстве. А это значит перевооружение промышленной базы, это значит новые рабочие места, формирование внутреннего платежеспособного спроса, инвестиции – словом, Кыргызстан может получить тот самый импульс экономического развития, о котором на протяжении десятилетий так любили говорить президенты республики, продолжая экспортировать своих сограждан в сопредельные страны в качестве трудовых мигрантов.
Что может помешать
Есть и другая часть кыргызстанской элиты – люди «свободного мира», тесно связавшие свое будущее и будущее своих детей с западным вектором. Именно им адресуют письма американские сенаторы, грозящие ввести санкции против Кыргызстана. Ироничность ситуации заключается в том, что сами по себе американские санкции, если и произведут эффект на экономику республики, то настолько незначительный, что он будет мгновенно переварен за счет экономического сотрудничества с Россией и Китаем.
А вот персональные санкции против кыргызстанских элитариев ударят по ним больно – в Штаты не смотаешься по приглашению Конгресса, ребенка в американский университет не пристроишь. От американских санкций пострадает примерно пара сотен представителей политического класса республики; возможно, еще пара тысяч «свободных журналистов и блогеров», хотя этих ребят прекрасно можно будет трудоустроить на фабрики по производству стиральных машин, которых, как им известно из украинских СМИ, в России ни разу не видели. А вот от прекращения или значительного сокращения экономического сотрудничества с Россией пострадают миллионы (мы сейчас нисколько не преувеличиваем) граждан КР.
Важен еще один нюанс – Россия, в отличие от США, не требует вассалитета, не навязывает свое видение мира, не говорит о том, что есть 100 социальных полов, перед которыми нужно отплясывать джигу. Россия в своем нынешнем изводе – это прагматик, она не требует ни восхищения, ни даже любви. Но она дает колоссальную удочку, с помощью которой годами можно ловить жирную рыбу. А из всех масштабных экономических проектов, реализованных в КР США, вспоминается только цех для переработки овечьей шерсти под Бишкеком. Ну тут, что называется, выбор за вами: овцеводство и ЛГБТ-прайд с Западом или развитая экономика и диверсифицированная промышленность с Россией и Китаем.
Правила комментирования
comments powered by Disqus