90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Новые акценты трудовой миграции: готовы ли РФ и страны ЦА обсуждать накопившиеся проблемы

05.09.2023 18:00

Экономика

Новые акценты трудовой миграции: готовы ли РФ и страны ЦА обсуждать накопившиеся проблемы

«ВЭС 24» начинает откровенный разговор о трудовой миграции из стран Центральной Азии в Россию. Разговор давно назрел, если не сказать, перезрел. В фокусе нашего внимания - широкий комплекс непростых вопросов, так или иначе сопряженных с миграцией: экономика, политика, социокультурные отношения, криминал. Предстоит серьезная и максимально беспристрастная дискуссия. Начали. 

Бывшие сограждане или иностранцы 

В основе стыдливости, ложной дипломатичности и секретов Полишинеля этой темы в серьезном экспертном пространстве (не столько экономическом, сколько публицистическом, политическом и даже философском) лежит несколько причин. Попробуем рассмотреть их. Одна из них – общая история, на которую так любят ссылаться официальные лица. В основе безграмотной российской миграционной политики лежал, а отчасти и лежит тезис о том, что приезжающие на заработки кыргызы, таджики, узбеки (основные этнические группы мигрантов) – в сущности, сограждане или почти сограждане. Однако если такой подход был оправдан для первой волны трудовой миграции в начале 00-х (приезжали мигранты, учившие Пушкина в советских школах), то в последующие годы он себя полностью исчерпал – сегодня в Россию приезжают мигранты, не испытывающие ни малейшего чувства сопричастия российскому или советскому социокультурному и историческому прошлому. Это факт, и давайте его признаем. 

Еще раз. Россия для мигрантов (не всегда, но чаще всего) – не часть их собственной истории, а страна, где по разным причинам проще зарабатывать деньги. Это не хорошо, не плохо – это опять-таки факт. Для русских же мигранты – это не «бывшие сограждане», а представители иного цивилизационного кода и культуры (не лучше, не хуже – просто другого). При этом большинство русских лояльны к ним (по последним данным ВЦИОМ 47% опрошенных в целом ничего не имеет против трудовых мигрантов, 43% - категорически против), как и большинство мигрантов мирно сосуществуют с русскими. Однако это нисколько не делает всех нас ближе к решению накопившихся проблем и взаимных претензий. 

Чувство вины и особый статус 

Одна из претензий со стороны русских – условно особый статус приезжих. Нет понимания, почему те из мигрантов, которые в той или иной степени натурализуются в России не интегрируются или слабо интегрируются в социальную ткань страны, их принявшей. В лучшем случае мигрант находится в состоянии двойной лояльности, при которой страна его исхода – абсолютный приоритет, несмотря на свеженький российский паспорт. Русские не очень понимают, каков юридически-правовой статус диаспор и почему они часто выступают подобием дубля юстиции, параллельной системой власти, тогда как декларируется примат закона, единого для всех. Фраза российского чиновника в ответ на правонарушение мигранта «встретились с диаспорами, и все порешали» неизменно вызывает недоумение у большей части российского общества. Не очень понимает российская общественность и щадящий режим по отношению к новым гражданам РФ относительно их военного долга новой Родине.

Почему клятва служить и защищать США при вступлении в американское гражданство выглядит вполне нормативно (и ведь действительно придется служить и защищать, иначе США просто вышвырнут нелояльного со своей территории), а долг перед Россией воспринимается… да никак не воспринимается, его просто нет. Это далеко не полный перечень претензий со стороны российского общества к трудовым мигрантам и натурализовавшимся выходцам из Центральной Азии. Далее мы будем разбирать их более детализировано. 

Теперь попробуем наметить круг претензий мигрантов к России и российским гражданам. Отметим, что многие из них формируются еще в стране исхода, где в образовательной и публицистической сфере последние 30 лет транслируется тезис о колониальной вине России. Это важно – то, что в России, причем не только на декларативном, но и бытовом уровне воспринимается как «общая история», и это понятие чаще всего не имеет негативной коннотации, в представлении мигрантов оказывается «колониальным периодом», и здесь негативная коннотация налицо. Важно акцентировать на этом внимание, поскольку на этом уровне происходит один из смысловых разрывов и полное непонимание. Русские говорят мигрантам, что построили в их республиках заводы, мигранты говорят русским, что они уничтожили самобытность кочевой цивилизации. И те, и другие по-своему правы. Тезис о «колониальном прошлом» сразу определяет Россию в качестве бывшей метрополии, которую ни любить, ни уважать, ни понимать не следует. Самое малое, что может сделать Россия во искуплении своих грехов (реальных или вымышленных) каяться и подстраиваться под мигрантов. Разумеется, мы не хотим ненужных обобщений – далеко не все мигранты думают так, многие относятся к России полностью утилитарно без какой-либо рефлексии. Россия, Турция, ОАЭ или Европа – будем работать там, где больше платят – и это в высшей степени нормально. Однако часто эта категория мигрантов становится заложником политических процессов, активизированных либо политиками их стран, либо российскими.

Политическое измерение

В российских кулуарах часто можно услышать – как так, мы (подразумевается Россия) даем зеленый свет избытку человеческих ресурсов из Центральной Азии, стабилизируя таким образом внутреннюю обстановку в этих странах, даем работу миллионам их граждан, вливаем в их экономики миллиарды долларов, а они (подразумеваются элиты указанных стран) не могут даже поддержать нашу резолюцию в ООН! Неблагодарные! С другой стороны, если вы (уважаемые россияне) не в состоянии проводить сбалансированную политику, то почему какие-то другие страны должны делать это за вас? 

Факт заключается в том, что Россия так и не научилась конвертировать свое экономическое влияние в политическое. И, похоже, не научится никогда. Слишком крепка коррупционная сеть внутри РФ, слишком сильно лобби, бесконтрольно завозящее трудовые ресурсы из региона, слишком плотно сплелись интересы – легальные и теневые – огромного количества местных ведомств. Между тем, даже российская элита, которая по уровню своей компетентности отличается от центральноазиатской весьма незначительно, начинает понимать две вещи: 

Во-первых, ситуация выходит из-под контроля и грозит в среднесрочной перспективе социально-этническим взрывом в крупных российских городах, в которых формируются настоящие анклавы мигрантов, живущие по своим законам. Понятно, что элите плевать – они проживают совсем в других местах, однако любая внутренняя дестабилизация в условиях СВО чревата для РФ серьезнейшими потрясениями. 

Во-вторых, как бы ни хотели российские элитарии продолжать необременительный бизнес на строительстве квадратных метров по космическим ценам, а равно всевозможные модели «купи-продай», и до них начинает доходить, что без промышленности и обработки скоро придет хана заоблачным ценникам на Остоженке – некому будет покупать. Медленно, но верно приходит осознание, что трудовые мигранты-то, конечно, нужны, но какие? Положить брусчатку и рассчитать ЧПУ производственных процессов – это две разные задачи. Так вот, нужны, которые могут решить вторую. 

России помогут Кимы?

Одной из последних капель для всплеска плохо скрываемого раздражения в российской политической и околополитической тусовке на тему трудовой миграции стало действительно довольно своеобразное решение Таджикистана направить в Россию инспекционную группу, которая должна на месте удостовериться в том, что выходцев из республики в РФ никто не обижает и все у них хорошо. Опять же заговорили о том, что, когда в 90-е из Таджикистана выгоняли русских (а иногда и убивали), никто из РФ никакой комиссии в республику не присылал. С другой стороны – зачем обижаться на собственную слабость? У России не хватило тогда воли направить, так сказать, комиссию позаботиться о соотечественниках, у Таджикистана хватает. Ну и кто молодец? 

Впрочем, это заметки на полях. Как бы то ни было, но дискурс о трудовой миграции, ее принципах и качестве в РФ начинает разворачиваться. Ряд политиков, часто популистски, говорят о том, что России давно пора сменить вектор и сделать миграционные отношения более отчужденными, не обремененными ни общей историей, ни комплексами вины с чьей бы то ни было стороны. Кивают, например, в сторону КНДР. Миллионы тихих, дисциплинированных, трудолюбивых корейцев построят все, что надо в России, получат деньги и уедут в родной Пхеньян славить Кима. Северные корейцы не будут организовывать диаспоры, анклавы, сбиваться в этнические банды – теоретизируют теоретики. Но это именно в теории. Как оно будет на практике, черт его знает. 

Мы не беремся судить о перспективности северокорейского вектора в смысле устранения дефицита рабочей силы в РФ. Возможно, это вброс, дабы охолодить немного радетелей из Таджикистана, своеобразный жирный намек на тонкие обстоятельства. Очевидно, что модель миграционных отношений между РФ и странами региона будет меняться. Об этом разговор еще впереди…

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

05.09.2023 18:00

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
80-е место

занимает армия Казахстана в мировом рейтинге Global Firepower

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31