Нынешние времена не сильно радуют хорошими вестями, которые бы однозначно положительно воспринимались читателем или зрителем. На этом фоне отдельным явлением с середины сентября стала новость о том, что среднемесячная номинальная и реальная (скорректированная на индекс потребительских цен на товары и услуги) зарплата в странах Евразийского экономического союза выросла январе–июне 2023 г. по сравнению с соответствующим периодом минувшего года.
Рост доходов зафиксировали статистики практически всех стран-участниц. Специалисты отметили, что самым быстрым ростом окладов работающих граждан смогли похвастаться в Армении и Киргизии (114,7% и 114,6% соответственно).
В приведённой статистике говорится, что размер среднемесячной номинальной зарплаты составил «в Армении 261 376 драмов (около 51,5 тыс. российских рублей), в Беларуси – 1 796 белорусских рублей (более 48,5 тыс. российских рублей), Казахстане – 352 237 тенге (59,7 тыс. российских рублей), Кыргызстане – 31 994 сомов (28,3 тыс. российских рублей), России – 70 189 тыс. рублей». Данные были выложены на сайте Евразийской экономической комиссии.
Киргизия – «соломенный» лидер
Удивление вызвало лидерство среди стран-союзниц Киргизии. Здесь зафиксированы самые высокие темпы роста номинальной среднемесячной заработной платы среди всех государств ЕАЭС. Только лидерство это номинальное, поскольку заработки граждан республики остаются самыми низкими в евразийской зоне. Об этом также сообщила Евразийская экономическая комиссия.
В мае статистики КР отмечали, что увеличение среднемесячной начисленной зарплаты зафиксировано во всех секторах экономической деятельности. Больше всего выросли значения зарплат в сферах искусства, развлечений и отдыха (на 91,7%), государственного управления и обороны, обязательного социального обеспечения (на 74,3%) и образования (на 55%).
Любопытная тенденция перетекания высоких заработков по секторам. Существующая тенденция роста заработков привела к тому, что горнорудная сфера теперь уже не является самой оплачиваемой в Киргизии. Например, в мае текущего года среднемесячная зарплата в сфере информации и связи, которая составила 54 тысячи 230 сомов, оказалась на 13,1% выше, чем в сфере добычи полезных ископаемых.
Тем не менее у Киргизии лидерство все же «соломенное», поскольку даже увеличившаяся зарплата в республике остаётся самой низкой среди всех стран ЕАЭС. В Беларуси и Армении средние зарплаты почти в два раза, а в России – почти в три раза выше.
Реальное лидерство по величине средней зарплаты удерживает не первый год Российская Федерация. Она равна $915. С небольшим отставанием следует Казахстан, там среднемесячная зарплата составила $780. На третьей позиции рейтинга в Союзе завоевала Армения ($671). За ней следует Белоруссия с суммой $633. И замыкает этот перечень как раз Киргизия, где средняя зарплата намного ниже – $367.
Особый случай Белоруссии
Белоруссия регулярно и поэтапно поднимает заработные платы бюджетников. С 1 сентября текущего года в республике увеличилась базовая ставка. С этой даты она составила 235 белорусских рублей. Вроде бы несущественный рост всего на 7 рублей, скажет читатель. Зато вместе с базовой увеличиваются и некоторые другие важные выплаты.
Важно, что базовая ставка, которую регулярно повышают, влияет напрямую на оклады работников бюджетной сферы, которых в республике насчитывается свыше 800 тыс. человек. Как отметили в Минтруде РБ, увеличатся одновременно компенсирующие и стимулирующие выплаты для бюджетников, то есть надбавки, премии, доплаты и тому подобное. А значит, по итогам текущего года зарплата бюджетников к декабрю станет больше на 15%.
Негативным фактором остаётся для Белоруссии тот факт, что реальная зарплата растет быстрее, чем производительность труда. Нацбанк РБ ранее предупреждал, что необоснованный рост зарплат повышает риск ускорения инфляции. «Рост реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения темпами, опережающими динамику производительности труда, формирует предпосылки для усиления инфляционного давления», — отметили специалисты регулятора.
Инфляция и цены спорят с ростом зарплат в ЕАЭС
В начале весны зафиксирован рост потребительских цен и тарифов в странах ЕАЭС, кроме Армении, где стоимость товаров и услуг понизилась на 0,7%. Во всех остальных странах объединения отмечался рост по сравнению с предыдущим месяцем.
Влиял рост цен и на инфляцию, уровень которой также измеряли в потребительском секторе государств-членов ЕАЭС. Если сравнивать с декабрем 2022 года, в марте текущего года наиболее высокий уровень инфляции (3,2%) в потребительском секторе экономики зафиксирован в Казахстане и Киргизии.
Наблюдатели отметили, что в Казахстане больше всего за этот период выросли цены на непродовольственные товары (в 2,5%). Расценки на услуги росли больше всего в Белоруссии (на 4,1%).
Не всё так мрачно
Тем не менее Евразийский банк развития (ЕАБР) во втором квартале текущего года отметил, что экономики стран ЕАЭС перешли к росту, переломив негативные тенденции 2022 и начала 2023 г. Основным сдерживающим фактором развития продолжают оставаться беспрецедентные антироссийские санкции, негативно влияющие на крупнейшую экономику ЕАЭС.
Экономики стран ЕАЭС перешли на траекторию роста
Рост экономики России в этом году является самым низким среди стран Союза. Но переход к увеличению темпов развития невозможен без экономических успехов РФ (на ее долю приходится более 80% союзного ВВП). Статистика свидетельствует, что влияние западных санкций российским властям в основном удалось нейтрализовать.
В завершение хотим понять, влияет ли рост среднестатистической зарплаты в странах Союза на благосостояние граждан этих стран по-отдельности? Насколько оптимистический вектор соответствует реальному состоянию в обществе?
Страны ЕАЭС в списке ИЧР
Сравним, как за период с 2019 по 2023 г. изменились места государств ЕАЭС в Списке стран по индексу человеческого развития, который входит в Отчёт о развитии человечества из Программы развития ООН. Этот реестр включает в себя 189 государств-членов ООН из 193, а также Гонконг (спец. адм. район КНР) и Палестину.
Как известно из практики, индекс человеческого развития (ИЧР) –комплексный сравнительный показатель ожидаемой продолжительности жизни, грамотности, образования и уровня жизни для стран во всём мире. Данный инструмент используют ради выявления отличий между развитыми, развивающимися и недостаточно развитыми странами. Также он является показателем оценки воздействия экономической политики на качество жизни.
Согласно этому индексу, все государства мира делятся на четыре большие категории, исходя из их ИЧР: очень высокий, высокий, средний и низкий уровень человеческого развития. Три из пяти государств ЕАЭС входят в первый блок стран – Россия, Белоруссия и Казахстан; Армения – во втором, Киргизия – в третьем.
Теперь сравним, как поменялось положение в списке ИЧР за период 2019-2023 гг. Данные ЕЭК показывают, что в 2019 году Казахстан был на 51-м месте в мире по индексу человеческого развития, Россия – на 52-м месте, Белоруссия – на 53-м, Армения – на 81-м, Киргизия – на 120-м.
В текущем году положение стран в списке значительно не изменилось. Россия на 52-м месте осталась, Казахстан опустился на 56-ю позицию, Белоруссия тоже опустилась на 60-е место, а Киргизия переместилась на 118-ю позицию.
Специалисты международных рейтинговых агентств представили в ЕЭК данные исследований, посвященных мировым позициям стран ЕАЭС. Союзницы имеют наибольший успех и развитие в таких сферах, как образование, развитие ИКТ-технологий, человеческого капитала и исследований, качество окружающей среды. При этом значительно уступают в развитости финансового рынка, качестве регулирования, обеспечении здоровья населения, личных правах и инклюзивности общества. А значит, почивать на лаврах роста средней зарплаты не стоит. Есть простор для совершенствования.
Правила комментирования
comments powered by Disqus