90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

«Некомпетентность и излишняя страховка». Почему в Таджикистане так трудно добыть официальную информацию?

30.09.2023 10:00

Политика

«Некомпетентность и излишняя страховка». Почему в Таджикистане так трудно добыть официальную информацию?

Наболевшую тему «Азия-Плюс» обсудили председателем Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) Нуриддином Каршибоевым.
Нуриддин Каршибаев

28 сентября отмечался Международный день всеобщего доступа к информации. Тому, с чем сегодня СМИ в Таджикистане испытывают большие проблемы, даже во время пресс-конференций.

После письма в Исполнительный аппарат президента Таджикистана и Генеральную прокуратуру некоторые изменения в лучшую сторону произошли, но далеко не во всем и не во всех ведомствах страны.  

28 сентября отмечается Международный день всеобщего доступа к информации. Тому, с чем сегодня СМИ в Таджикистане испытывают большие проблемы, даже во время пресс-конференций. После письма в Исполнительный аппарат президента Таджикистана и Генеральную прокуратуру изменения в лучшую сторону произошли, однако далеко не во всех ведомствах страны.  

Наболевшую тему «Азия-Плюс» обсудили председателем Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) Нуриддином Каршибоевым.

10 декабря 2023 года будет отмечаться 75-я годовщина принятия Всеобщей декларации прав человека. Декларацию написали и приняли представители всех регионов мира, ее главный постулат – права человека универсальны, неделимы и являются основой мира и развития.

«Asia-Plus» подготовила цикл статей, посвященных к этой значимой дате. Одно из таких прав – Право на доступ к информации.

«Отфутболенные» вопросы

-  С какими чаще всего случаями сталкиваются таджикские СМИ при нарушении их прав на доступ к информации?

 - Проблема доступа к официальной информации остается актуальной проблемой для таджикских медиа. Это обстоятельство не позволяет освещать качественно и сбалансированно общественно-политической жизни страны. 

Наши коллеги часто сталкиваются со случаями ограничения права доступа к информации и необоснованного отказа в доступе к информации. Требование письменного запроса на информацию, не соблюдение сроков предоставления информации по запросам, неполноты информации в ответах государственных органов, игнорирование нормы национального законодательства по доступу к информации – это короткий перечень формы ограничения в доступе к информации, которые наблюдается в нашей стране.
 
- Вы ведете какую-то статистику таких случаев (может, по годам)?

- Мы ранее (2003-2015 гг.) проводили полноценный мониторинг соблюдения свободы слова в Таджикистане с указанием категории нарушений прав СМИ и журналистов, а также отдельно по доступу к информации.

Отчеты по мониторингу обсуждались на заседаниях «круглого стола» с участием представителей государственных органов и СМИ, факты, приведённые в отчетах служили аргументами в диалоге между властью и медийного сообщества. 

На данный момент мы из-за ограниченных финансовых возможностей не ведем полноценный мониторинг, тем не менее, по мере своих возможностей отслеживаем   ситуации в информационном пространстве и оказываем посильную поддержку независимым СМИ и журналистам.

По нашей информации, процент ответов государственных органов на информационные запросы с 2020 по ныне снизилось на 16% (в 2020 было 36%, а за первое полугодие 2023 года 20% удовлетворенных запросов).  

- Откуда эта тенденция последних лет у госведомств – закрывать доступ даже к самой бытовой информации? То есть сейчас журналистам сложно получить даже самую простую статистику, невозможно без запроса получить ответ – «да» или «нет» на текущие, новостные запросы.

Таким образом, мы не можем выполнять свою первейшую функцию – информировать.

- Да, получить информацию из государственных органов становиться труднее изо дня в день, чиновники «отфутболивают» вопросы журналистов, относительно общественно-важной информации, часто требуют письменные запросы. 

Во-первых, статистические данные не относятся к категории информации ограниченного режима. Они должны быть доступным на сайтах государственных органов и организаций. 

Во-вторых, некомпетентность и излишняя страховка некоторых чиновников не позволяет им эффективно вести информационную политику. Подобные объективные и субъективные факторы мешают прозрачности и подотчетности правительственных структур перед обществом.

У американского политика Джона Сирза есть высказывание: «Пресса получит информацию либо от вас, либо от вашего худшего врага. Отгораживаясь от нее, вы только теряете».

В условиях глобализации, когда информационное поле заполнено ложными и неверными новостями, государственным чиновникам не надо отгораживаться от прессы, а скорее самим выступать  ньюсмейкерами.

Не хотят портить отношения?

- Отдельная проблема – официальные письменные запросы, на которые по закону госорганы должны отвечать в течение 3 рабочих дней (больше – в исключительных случаях). Но по факту ответы могут прийти и через недели, и месяцы, иногда и год… 

Как быть журналистам с этой ситуацией?

- Думаю, коллегам-журналистам необходимо быть более настойчивыми в реализации своих профессиональных прав, с тем, чтобы получить гарантированный законодательством страны доступ к информации.

Каждый случай несоблюдения нормы законодательства по доступу к информации должен быть информационным поводом для критики государственных органов, ибо свободный доступ к информации способствует построению более демократического общества, позволяет гражданам более широко владеть знаниями для полноценного участия в жизни общества и государства, препятствует коррумпированности властных структур, обеспечивает подотчётность правительств и органов местного самоуправления.

- Почему таджикские медиа ни разу еще не воспользовались своим правом подать в суд на ведомство, которое нарушает право на доступ к информации?

- Руководители СМИ и журналисты считают, что судебное разбирательства по доступу к информации занимает много времени, и собственники медиа не хотят портить отношения с государственными органами. Тем не менее, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушений предусмотрены наказания за воспрепятствование в доступе к информации.

- Как НАНСМИТ «борется» с нарушением прав таджикских журналистов?

- 24 года тому назад 28 сентября была зарегистрирована НАНСМИТ, как общественная организация. За период своей деятельности наша организация всегда остается приверженцем качественной журналистики. 

Мы имеем более 20 летный опыт работы по расширению доступа к информации, нами были проведены мониторинги ситуаций с доступом к общественно-важной информации и общественные дискуссии, реализуем образовательные программы.

Также мы участвуем в совершенствовании законодательства и оказываем правовую поддержку СМИ и журналистам, с тем, чтобы создавать условия для развития независимой и плюралистической журналистики в стране. 

Наша работа немыслима без поддержки партнеров из числа государственных органов, общественных и международных организаций.

Наш слоган – «Если в Таджикистане остается, хотя бы одно СМИ или один журналист, которые являются приверженцами добросовестной и качественной журналистики, мы будем рядом с ними!». И мы всегда стараемся, чтобы были соблюдены основные права человека в Таджикистане.

- Нуриддин, можете ли вы привести какой-то положительный пример того, как госорганы сегодня сотрудничают со СМИ?

- Конечно, можно отметить позитивные сдвиги по проведению пресс-конференций по итогам первого полугодия 2023 года.

Накануне было направлено Обращение медийных организации и журналистов страны в адрес Исполнительного Аппарата Президента РТ и Генеральной прокуратуры в результате в ряд министерств и ведомств были устранены некоторые недостатки, и качество проводимых пресс-конференций улучшились.

Например в Минобрнауки, Минздраве, Комитете по телевидению и радиовещанию, Генеральной прокуратуре, хукумата Аштского района.

Другой пример - парламентским Комитетом по международным делам, общественными объединениями и информации совместно с ОГО, в частности медийными организациями разработан проект Информационного кодекса, который на данный момент находится  на стадии рассмотрения.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

30.09.2023 10:00

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Ихтиер Бахтиерович Абдуллаев

Абдуллаев Ихтиер Бахтиерович

Генеральный прокурор Узбекистана

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
$25,7 млрд

объем инвестиционной программы "Газпрома" в 2014 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30