В Таджикистане выборы президента пройдут без оппозиции. Единый кандидат от оппозиционного блока не был зарегистрирован ЦИК. Социал-демократы и исламисты хотят игнорировать выборы.
Таджикские исламисты и социал-демократы в середине октября сделали два громких заявления. Во-первых, они решили воздержаться от участия в голосовании и намерены даже бойкотировать президентские выборы. А во-вторых, выразили желание сохранить свою коалицию - объединение реформаторских сил Таджикистана (ОРСТ), чтобы участвовать в последующих политических событиях в стране.
Мягкое определение
Президентские выборы в Таджикистане пройдут 6 ноября. За пост главы государства будут бороться представители шести политических партий из восьми, существующих в стране. Две оппозиционные партии - Социал-демократическая партия Таджикистана (СДПТ) и Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) - оказались за бортом. Ойнихол Бобоназаровой - единому кандидату от исламистов и социал-демократов, ЦИК страны 19 октября официально отказал в регистрации.
Оппозиция рассчитывала решить вопрос участия в выборах единого кандидата путем подачи ходатайства, делая упор на то, что пятипроцентный барьер предполагает сбор не 210 тысяч подписей, а 202 тысяч от общего числа избирателей. Но эта попытка оказалась безуспешной. "Сторонникам Бобоназаровой не удалось собрать необходимое количество подписей", - пояснил представитель Центризбиркома Абдуманнон Додоев.
21 октября Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), которая насчитывает более 40 тысяч членов, выступила с официальным заявлением. Исламисты, прежде сообщавшие о возможности бойкота выборов в случае неучастия их кандидата, смягчили риторику. "Политсовет принял решение воздержаться от участия в президентских выборах", - сообщил DW один из активистов ПИВТ Хикматулло Сайфуллозода.
При этом он объяснил, что следует понимать под словом воздержаться. "У нас нет интереса к выборам просто потому, что к деятельности партии они не имеют никакого отношения. Но мы не можем призвать к бойкоту и сказать простым людям - не идите и не голосуйте", - подчеркнул Сайфуллозода. И добавил, что сам он 6 ноября не пойдет голосовать.
Твердая позиция СДПТ
Представители СДПТ - союзницы ПИВТ - в интервью DW 22 октября отметили, что исламисты, оглашая свою позицию по отношению к выборам, использовали мягкую терминологию. СДПТ же будет настаивать на полном бойкоте. "ПИВТ дает возможность своим сторонникам самоопределиться в отношении кандидатов либо не идти на голосование. А в нашем случае речь идет о полном игнорировании выборов", - заявил заместитель лидера СДПТ Шокирджон Хакимов.
По его словам, призыв социал-демократов может возыметь действие. "Если учесть, что в стране около 1,5 миллиона граждан находятся в трудовой миграции за рубежом и еще часть людей внутри Таджикистана поддержат наше воззвание, то явка избирателей окажется низкой. В этом случае, выборы могут быть признаны несостоявшимися", - сказал Хакимов.
Он высказал мнение и относительно дальнейших планов Объединения реформаторских сил Таджикистана - оппозиционного альянса, который был образован социал-демократами и исламистами три месяца назад. "СДПТ считает, что объединение следует сохранить, как площадку для альтернативных суждений по различным актуальным вопросам внутренней и внешней политики страны. Поскольку другие такого рода формирования, наподобие Общественного совета при президенте фактически ангажированы и воспроизводят официальную позицию властей", - поведал Хакимов. При этом пояснил, что участвовать в парламентских выборах в феврале 2015 года в составе единого блока партии не смогут.
Почему альянс проиграл
Независимые наблюдатели на перспективы ОРСТ смотрят скептически. Они отмечают, что первая удавшаяся попытка оппозиции объединиться перед выборами потерпела фиаско на финише. И главной причиной называют несогласованность позиций сторон.
"Партии разные - и по потенциалу и по управлению. Если в СДПТ многое, если не все, держится на личности руководителя, то в ПИВТ все наоборот", - говорит глава представительства фонда "Евразия" в Таджикистане Равшан Абдуллаев.
По его словам, в момент предвыборной кампании, когда исламисты и социал-демократы должны были действовать сообща, чтобы единый кандидат был зарегистрирован, их действия напоминали героев басни Крылова. "Каждый из лидеров партий и единый кандидат делали диаметрально противоположные друг другу заявления практически сразу после создания ОРСТ. Думаю, никакого взаимопонимания по важнейшим вопросам у них не было", - полагает эксперт.
Он отмечает, что оппозиции также не хватило четкой платформы, основанной на реальных предложениях улучшения жизни простых граждан. "Плохая экономическая ситуация в стране всегда ведет к авторитаризму, так как народ требует жесткой руки во всем, но ОРСТ предложила примитивную программу включавшую в основном политические цели", - делает вывод Абдуллаев.
Фаворит известен
За две недели до голосования в Таджикистане аналитики предсказывают убедительную победу действующему лидеру Эмомали Рахмону. Трое из пяти соперников нынешнего президента конкурировали с ним на выборах 2006 года и проиграли ему с убедительным отставанием. "Фаворит гонки ясен", - считает экс-директор Центра стратегических исследований Таджикистана Сухроб Шарипов.
Эксперт признается, что ему как политологу интересен вопрос, кто возьмет второе место - выдвиженец от коммунистов или же кандидаты от молодых партий, в частности, экономистов-реформаторов, аграриев, демократов и социалистов. "Итоги соперничества аутсайдеров дадут возможность сделать определенные выводы экспертам перед парламентскими выборами и оценить, к примеру, возможности той же компартии", - говорит Шарипов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus