Вероятность начала конфликтов на почве неравномерного распределения воды между странами Центральной Азии остается достаточно высокой. Споры о климатической и экологической ответственности сильно осложняют региональный диалог. О том, как страны региона могут преодолеть новый кризис, читайте в статье директора Центра стратегических решений «Аппликата», доктора философии по экономике Кубата Рахимова и доктора политических наук Алексея Михалёва. Подробнее — в материале Ia-centr.ru.
Ситуация с доступом к воде и источникам энергии в Центральной Азии остается сложной. Все страны региона в 2022 и 2023 годах столкнулись с угрозой масштабного кризиса в сфере энергетики и обеспечения пресной водой.
Эти области связаны друг с другом. Нехватка воды — не только результат климатических изменений, но и следствие устаревшей системы гидроэнергетики с её сезонными сбросами воды. С одной стороны, старые, еще советской постройки коммуникации отживают последние годы, с другой — существуют ожидания того, что их заменят на новые и что проекты будут современными, отражающими самые последние достижения науки и техники.
Очевидно, что лидером здесь может стать Россия, по всему миру продвигающая инициативы в сфере атомной энергетики, в том числе проекты малых АЭС.
Успешный опыт сотрудничества «Атомстройэкспорта» (предприятие российской госкорпорации «Росатом». — Прим. Ia-centr.ru) с «Белэнерго» в деле строительства Белорусской АЭС, а также пример сотрудничества России и Турции в области строительства АЭС «Аккую» вызвали интерес в странах Центральной Азии.
Для Центральной Азии это может лечь в основу водосберегающих технологий. Так энергетика региона перейдет на новый уровень развития. Для России же продвижение подобных проектов может стать еще одной важной инфраструктурной стратегией, которая позволит укрепить позиции в этой части Азии.
Текущая ситуация с энергетикой Центральной Азии
Киргизия накапливает воду в летний период, в то время как она необходима для сельского хозяйства Узбекистана и Казахстана. Зимой же Киргизия проводит спуск воды для выработки электроэнергии. В итоге и Узбекистан, и Казахстан вынуждены копить воду в зимний период.
Работа атомных реакторов позволила бы избежать подобного дисбаланса в гидродефицитных регионах Центральной Азии.
Сложившаяся дилемма между потребностью в воде как в источнике энергии и потребностью в воде как в ресурсе для орошения сельхозугодий может постепенно перерасти в конфликт с непредсказуемыми последствиями. Основой для его избежания могут послужить геополитические решения.
Предполагаемое решение конфликтов опирается на евразийскую геополитическую парадигму, с помощью которой авторы предлагают создать Евразийский атомный консорциум (ЕАК). Он может быть организован только при деятельном участии России, заинтересованной в продвижении своих интересов в Центральной Азии. Фактически именно консорциум позволит заново связать страны региона единой идеей и единым пространством энергетических сетей, в очередной раз подтвердив статус России как энергетической сверхдержавы.
Развитие ЕАК позволит заложить основы для перехода к зеленой экономике и снижению углеродных выбросов. Это станет возможным благодаря отказу от использования угля в период отопительного сезона. Необходимость таких мер возрастает на фоне погодных аномалий: в январе 2023 года в Узбекистане наблюдалось аномальное похолодание. Температура опускалась до —17 °C ночью и —8 °C днем.
Путь к атомному консорциуму является непростым, особенно с учётом геополитических рисков в Центральной Азии.
В регионе существуют угрозы экстремизма и конфликтов, а также сохраняется нестабильность политических режимов. Однако само решение о создании консорциума не предполагает одномоментного перехода региона к атомной энергетике. Скорее всего, впереди достаточно длительный период по нивелированию геополитических рисков на уровне дипломатии, в том числе дипломатии атомной энергетики, предполагающей диалог с МАГАТЭ.
Правила комментирования
comments powered by Disqus