Это обзор основных международных событий последних десяти дней, имеющих значение для стран Центральной Азии.
Трудовые мигранты
Почему расширение конфликта между Израилем и ХАМАСом не выгодно государствам мусульманского мира; как перевод экономики на военные рельсы в России может принести выгоду крупному бизнесу стран СНГ и что радикально изменилось в миграционной политике РФ?
Долгожданное перемирие в Газе: что это означает?
Самой обсуждаемой новостью мировых СМИ на прошлой неделе стало давно ожидаемое перемирие в секторе Газа – между Израилем и группировкой ХАМАС, контролирующей эту часть Палестины.
Как сообщает издание аl-Mayadin, Соглашение подразумевает четырехдневное прекращение огня с обеих сторон и въезд «сотни грузовиков с гуманитарной, чрезвычайной, медицинской и топливной помощью во все без исключения районы сектора Газа».
Согласно изданию, в рамках достигнутых договоренностей будут освобождены 50 израильских граждан, женщин и детей в возрасте до 19 лет (из числа 240 заложников, захваченных боевиками ХАМАС в ходе нападения на Израиль 7 октября), в обмен на освобождение 150 женщин и детей в возрасте до 19 лет из израильских тюрем.
Как сообщает ББС, на 25 ноября уже 13 заложников - женщины и дети - были отпущены домой в рамках сделки между Израилем и ХАМАС. Кроме того, 10 граждан Таиланда и один филиппинец освобождены вне рамок этой сделки.
В руководстве ХАМАС такой обмен (из расчета один к трем) преподносится как очевидный успех и военно-дипломатическая победа организации, достигнутые благодаря посредническим усилиям Катара и Египта.
В то же время, согласно изданию Ведомости, израильские военные призвали палестинцев не возвращаться в северные районы сектора газы, так как «война еще не окончена».
По данным Голоса Америки, обе стороны заявляют, что военные действия возобновятся после обмена заложниками, однако посредники надеются, что смогут добиться продления перемирия.
Перемирие на самом деле выглядит вынужденным, причем для обеих сторон. ХАМАС, очевидно, понес большие потери, а его стратегические позиции ухудшились: территория сектора Газа практически оказалась разрезана на несколько частей, что существенно ограничивает возможности организации по снабжению своих отрядов и ведению боевых действий.
Что касается Израиля, то, помимо чисто военных трудностей, он столкнулся с растущим международным осуждением своих действий, которые приводят к растущим потерям среди мирного населения.
Фактически, чем больше времени проходит с 7 октября, когда отряды ХАМАС напали на Израиль, тем больше фокус критики в мире смещается в сторону израильских властей.
По сути дела, ХАМАС явно одерживает победу над Израилем в информационной войне, что сказывается также и на уровне его поддержки со стороны западных союзников; в результате, в последнее время они усилили давление на Тель-авив, с тем, чтобы убедить его согласиться хотя бы временное прекращение огня.
На сегодняшний момент мусульманский мир даже не сумел выработать единой позиции и подхода к конфликту, предпочитая ограничиваться общим осуждением Израиля и его действий.
Вместе с тем, несмотря на свои успехи в информационной войне, ХАМАС все же не сумел добиться разрастания нового арабо-израильского конфликта. Как показал недавний саммит арабских и мусульманских стран в Эр-Рияде, никто из участников не собирается вмешиваться в войны между ХАМАСом и Израилем.
Также маловероятно и открытие второго фронта против Израиля на севре, со стороны базирующейся на юге Ливана про-иранской группировки Хезболлах. Социально-экономическое положение в Ливане в последние несколько лет настолько тяжелое, что страна просто не выдержит очередного масштабного конфликта.
На самом деле, расширение конфликта между Израилем и ХАМАСом, втягивание в него новых участников, не выгодно государствам мусульманского мира, в том числе, и государствам Центральной Азии.
Новая большая война на Ближнем Востоке ударит, в первую очередь, по экономике развивающихся стран, которые не имеют в своем распоряжении значительных финансовых ресурсов и накоплений.
Поэтому, на саммите в Эр-Рияде было принято общее решение о необходимости скорейшего урегулирования арабо-израильского конфликта по формуле два государства, с созданием независимого палестинского государства в границах 1967 года со столицей Восточный Иерусалим.
В дальнейшем, судя по всему, большинство мусульманских стран, включая государства нашего региона, будет придерживаться этой формулы – при этом, воздерживаясь от прямого вовлечения в конфликт.
Саммит ОДКБ в Минске
Как сообщает ТАСС, 23 ноября в Минске состоялся очередной саммит ОДКБ – значимое событие для всего постсоветского региона.
Основной отличительной особенностью этого саммита стало отсутствие на нем делегации Армении. Президент Армении Никола Пашиняна заблаговременно предупредил организаторов мероприятия о своем неучастии – «по причинам, понятные другим партнерам».
Очевидно, речь шла о разочаровании Армении в возможностях ОДКБ по защите ее членов – как сообщает Радио Свобода, Ереван практически открыто обвинил Организацию и Москву в отсутствии поддержки во время второй Карабахской войны.
До последнего времени ожидалось, что вместо президента Армении в работе саммита примет участие министр иностранных дел этой страны, однако, в конце концов, никто вместо него в Минск не приехал. Несмотря на это, флаг Армении был вывешен в зале заседаний наряду с флагами других стран-участниц, а подписанные по его итогам документам должны передать вскоре в Ереван.
Всего по итогам саммита было подписано 15 документов, большинство из которых носят достаточно ординарный характер.
Для стран Центральной Азии особое значение представляют договоренности о формировании единой системы ПВО в рамках ОДКБ, которая должна защищать границы СНГ от потенциальных угроз как «с запада, так и с юга».
Речь шла о совместном контроле над выездом за рубеж граждан, которые могут присоединиться к радикальным организациям. Для этого, в Таджикистан уже были направлены 8 установок противовоздушной системы С-300, где они должны стать частью «общего воздушного щита».
Таким образом, саммит в Минске показал, что Москва старается усиливать военно-политическую интеграцию с государствами СНГ и Центральной Азии - особенно, на фоне активизации деятельности других геополитических игроков в регионе.
Война в Украине: новый этап
Между тем, в ноябре, в мировых СМИ разгорелась дискуссия о будущем развитии событий вокруг российско-украинской войны, которая, без сомнения, оказывает самое прямое и значительное воздействие на социально-экономическую ситуацию в постсоветских странах Центральной Азии. Сегодня уже становится очевидным, что война зашла в позиционный тупик – когда ни одна из сторон не имеет достаточно сил для наступления и достижения каких-либо значимых успехов на линии противостояния.
Об этом и начале «войны на истощение» заявил в своей статье командующий ВСУ генерал Валерий Залужный, в своей статье в журнале Еconomist, вызвавшей большой резонанс как по обе стороны фронта, так и в мире в целом.
В то же время пресс-секретарь России Дмитрий Песков заявил в ответ, что Москва не видит никакого тупика в войне и намерена добиться выполнения всех поставленных в начале войны целей.
В связи с этим, ряд обозревателей сегодня обвиняют страны Запада в создавшемся тупике – якобы, такие страны, как Германия и Франция намеренно ограничивают поставки тяжелых видов вооружения Киеву из боязни, что военное поражении России приведет к распаду ядерной державы, нестабильности и ряду негативных последствий для всего мира.
Поэтому, политика Запада, якобы, сводится к тому, чтобы не допустить однозначной победы ни той, ни другой стороны, но вынудить их заключить мирные соглашения на более-менее приемлемых условиях.
Трудно сказать, насколько эти обвинения имеют реальные основания. Однако, судя по новостям, можно сделать вывод, что Москва сделала ставку на войну на истощение; при этом, основной расчет делается на превосходство на Киевом в людских ресурсах (один к трем), большую по размерам экономику и доходы от продажи нефти и газа, которые позволят самостоятельно финансировать войну еще как минимум в течение года.
Кроме того, в Москве явно надеются, что Запад устанет от помощи Украине, а на смену нынешним западным политикам - демократам придут политики правого толка, многие из которых настроены пророссийски.
Украина гораздо больше зависит от внешней помощи – несмотря на то, что общий объем военных расходов сопоставим с российскими, около половины из них покрываются за счет западной помощи.
Для постсоветского пространства продолжение и затягивание российско-украинской войны, как минимум, на следующий год является негативным и нежелательным сценарием.
Дело в том, что несмотря на заверения российских властей, международные санкции все-таки не проходят бесследно для экономики РФ, от состояния которой, в той или иной степени, зависит благосостояние большинства постсоветских стран.
Влияния санкций явно недостаточно для того, чтобы заставить Россию прекратить войну – все-таки российская экономика имеет достаточно высокий запас прочности и значительную «финансовую подушку» безопасности.
В то же время, большинство экономистов-обозревателей уже отмечают, что повышение военных расходов в российской экономике де-факто происходит за счет урезания социального сектора.
Как сообщает издание РБК со ссылкой на российских экспертов, речь идет о новой реальности военного времени, когда социальные расходы в 2024 году составят только 10,7%, тогда как затраты на оборону - 29% от всех расходов бюджета.
Такой перекос приведет к замедлению темпов экономического роста, девальвации рубля и инфляции, что скажется на положении как местного населения, так и мигрантов из постсоветских стран, занятых на российском рынке труда.
Определенную выгоду от складывающейся ситуации может получить крупный бизнес стран СНГ, занятый в поставках импортных товаров на российский рынок; однако, как пишет автор канала Вечерний Тришин – журналист Максим Тришин, перевод экономики на военные рельсы обычно сопровождается целым рядом негативных последствий для населения, предпринимательская деятельность (скорее всего малый и средний бизнес) столкнется со многими ограничениями.
Так что, в целом, эффект для постсоветских экономик будет иметь скорее негативный характер.
Изменения в миграционной политике: в чем логика?
В октябре-ноябре в России были приняты новые меры по ужесточению иммиграционного законодательства. Как сообщает Российская Газета, 26.10.2023 г. вступил в силу Закон «О гражданстве РФ», в котором был ряд пунктов, сильно усложняющих условия для получения российского гражданства иностранцами.
Например, под предлогом борьбы с фиктивными браками, закрыли возможность для получения гражданства по браку - теперь подать заявление на российский паспорт можно только при наличии общих детей. При этом, длительность брака не имеет больше значения – главным условием теперь становится наличие общего ребенка.
Усложнились также процедуры получения ВНЖ и гражданства, помимо языкового экзамена, теперь надо будет сдавать и историю.
В разы увеличилось количество оснований для аннулирования гражданства, а теперь еще и введен институт «прекращения» полученного гражданства. В этой же логике началась ловля и постановка на воинский учет получивших гражданство мигрантов.
Примечательно, что, согласно закону, люди с двойным гражданством все равно будут считаться только россиянами со всеми их правами и обязанностями.
На практике это означает, например, что военная служба в составе вооруженных сил других государств практически не будет учитываться и получившие российский паспорт все равно будут считаться подлежащими военному призыву и срочной службе.
22 ноября 2023 года вступил в действие Указ президента РФ, который продолжает и закрепляет данное направление.
Согласно нему, всем мигрантам, получившим гражданство за последние 20 лет, но не принесшим присягу, дается один год, чтобы прийти и официально ее принести, встать на военный учет и заплатить все штрафы.
Нарушителей данного указа ждет автоматическое лишение гражданства. В дальнейшем, судя по всему, может быть пересмотрено положение об отмене института получения гражданства по рождению, ужесточен механизм прекращения полученного гражданства за правонарушение.
Одновременно, в последние месяцы в РФ расширяется перечень районов и областей, которые вводят ограничения на трудоустройство мигрантов. Так во многих регионах РФ иностранцев нельзя брать на работу секретарями, переводчиками, кадровиками, бухгалтерами и т. д.
В прошлому году ряд областей запретил мигрантам работать водителями общественного транспорта, курьерами в доставке еды, в сферах образования и здравоохранения, торговать продуктами питания, алкоголем и табаком, производить детское питание.
В целом по стране уже несколько лет действует запрет на трудоустройство мигрантов в аптеках, нестационарных торговых точках и на рынках.
В связи с этим, в социальных сетях и экспертных кругах все чаще можно услышать следующий вопрос: почему в России сегодня наблюдается такое явное ужесточение миграционной политики - в то время, как и официальные власти, и специалисты постоянно говорят о возросшем дефиците рабочих рук в стране?
Как сообщает «Московский комсомолец», дефицит рабочей силы в России составляет 40%; персонала не хватает половине (54%) компаний, в то время как часть мигрантов уже начали уезжать из России из-за девальвации рубля и боязни мобилизации.
В результате, российские власти уже говорят о возможном завозе дополнительной рабочей силы из Индии и Северной Корее.
В этих условиях, в чем логика российских властей: зачем ужесточать миграционную политику и усложнять жизнь трудовым мигрантам, когда экономика все больше нуждается в рабочих руках?
Вполне возможно, логика заключается в том, чтобы максимально затруднить трудовым мигрантам доступ к российскому гражданству; при этом делается все, чтобы российское гражданство стало практически единственным условием для получения хорошо оплачиваемой и достойной работы.
В этих условиях для многих мигрантов единственной возможностью получить гражданство становится служба в армии.
Таким образом, российские власти получают возможность обеспечить массовый приток мигрантов на военную службу по контракту ради получения гражданства, что в условиях затяжной войны приобретает все более приоритетное значение.
Правила комментирования
comments powered by Disqus