В чиновничьей среде республики упоминание мигранта является нежелательным, хотя миграция и является важнейшим средством существования граждан Таджикистана.
18 декабря отмечается Международный день мигранта, в этот день в 1990 году Генассамблея ООН приняла Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Буквально через пару лет после этого «родился» таджикский трудовой мигрант…
Рождение таджикского мигранта
Оседлый некогда таджикский народ на протяжении уже трех десятков лет ассоциируется на постсоветском пространстве с трудовым мигрантом, причем, с низкоквалифицированной рабочей силой. Это объясняется тем, что после распада Советского союза в Таджикистане началось внутреннее противоборство за власть, которое очень скоро спровоцировало гражданскую войну, тогда как в других республиках занялись адаптацией своей экономики к новым реалиям.
Многие жители Таджикистана покинули республику в поисках работы, так как трудоустроиться в охваченной войной стране не представлялось возможным.
Небольшая часть сравнительно просвещенных, высококвалифицированных уроженцев республики нашли свое место в Европе и Северной Америке, другая часть осела в Казахстане, а подавляющее большинство – в России.
Выбор в пользу России, в большей степени, связан с тем, что здесь можно было найти работу со сравнительно достойной оплатой. Кроме того, между бывшими гражданами одного государства тогда не было большой ментальной разницы. И еще у тогдашних таджиков не было проблем с русским языком.
Казалось, что после примирения враждующих сторон во второй половине 90-х годов и наступления мира и согласия в республике с трудовой миграцией будет покончено, и граждане страны будут работать у себя на родине. Но этого, к сожалению, не случилось, поток выезжающих из страны в поисках работы людей, наоборот, увеличивался.
Темпы оттока рабочей силы из страны не сбавились даже по истечению 26 лет после наступления мирной жизни.
Таджикистан все еще остается одной из беднейших стран мира, наша республика по уровню ВВП на душу населения в 2021 году являлась единственной страной на постсоветском пространстве, которая по классификации Всемирного банка находится в категории стран с низким уровнем доходов - $878. В Кыргызстане, например, тогда этот показатель составлял $1328.
Также Таджикистан занимает последнее место по зарплате среди бывших республик СССР. Согласно статданным, средняя зарплата в сентябре текущего года в стране составила около $190. Для сравнения, на начало второго полугодия этого года средняя зарплата в Казахстане составляла $807, в Узбекистане – $358, в Кыргызстане – $352.
Более того, Таджикистан находится среди стран мира с наиболее высоким приростом населения. Среднегодовой прирост с 1991 года до начала 2022 года, по статданным, составил 2,7%, тогда как население нашей планеты, в целом, увеличивалось в среднем на 1,5%.
Между двух огней
Начавшийся в феврале 2022 года вооруженный российско-украинский конфликт несколько изменил географию трудовой миграции таджикских граждан. Некоторые из них теперь мигрируют под видом беженцев в Европу и далее - США.
Но главным направлением миграции из Таджикистана остается Россия, где, по официальным данным этой страны, проживают и трудятся порядка 1,5 млн таджикских граждан.
Миграционное ведомство РТ сообщает о годовом оттоке в количестве не более 600 тыс. человек. Многие видят в статистике двух стран несходство.
На самом деле здесь нет никаких противоречий, так как не все граждане Таджикистана теперь уже выезжают в РФ на сезонную миграцию. Большая часть из них не возвращается зимой на родину, а многие - обосновались на территории России со своими семьями и проживают там на постоянной основе.
Таджикские мигранты продолжают упорно оставаться и трудиться на территории России, несмотря на различные проблемы и лишения. Они часто подвергаются насилию со стороны националистически настроенной молодежи, ущемляются их права работодателями и полицией, да и особо жалуют далеко не все рядовые граждане и политики РФ.
Такое отношение к таджикским мигрантам подтолкнуло Азиатский банк развития посоветовать властям республики поддержать своих мигрантов.
Аналитики АБР в своем исследовании отмечали, что правительство Таджикистана должно заниматься регулированием оттока трудовых мигрантов, обеспечением их безопасности и благополучия, а также защитой их прав в странах пребывания.
В исследовании называются многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются мигранты на чужбине. В частности, подчеркивается, что большинство из них из-за низкой квалификации и правовой неграмотности, а также безысходности готовы принять любые условия работы.
«Такие условия приводят к трудовой эксплуатации со стороны работодателей, злоупотреблениям со стороны полиции и вымогательству со стороны преступников», - считают авторы исследования.
Также отмечается ксенофобское настроение в России, о котором рассказывают мигранты по возвращению на родину. Указывается, что большинство мигрантов живут и работают в крайней бедности и суровых условиях в переполненных квартирах для экономии денег, что отражается на их здоровье.
Аналитики АБР рекомендуют правительству для решения существующих проблем работать в тесном контакте с правительствами стран назначения. Также властям советуют находить новые рынки труда за рубежом и создавать возможности трудоустройства за пределами СНГ.
В исследовании говорится, что трудовые мигранты являются главным двигателем стабильного сокращения бедности и экономического прогресса страны, которые нуждаются в незамедлительной поддержке.
«Миграция является важнейшим средством существования для граждан Таджикистана. И решение существующих проблем принесет пользу не только мигрантам и их семьям, но и обществу и, в конечном итоге, стране», - заключают аналитики АБР.
Между тем, в чиновничьей среде республики само упоминание мигранта является нежелательным, давно не говорят власти вслух и о его вкладе в социально-экономическое развитие страны.
К примеру, совсем недавно в соцсетях было опубликовано видео, в котором журналист государственного СМИ просит местного чиновника (какой именно это район – не понятно) не упоминать о вкладе трудовых мигрантов в развитие территории.
Чиновник называет имена нескольких человек и отмечает: «...с участием мигрантов, находящихся в...». Тут оператор прерывает речь чиновника и указывает ему: «Не говори мигрант, брат! В общем, не надо упоминать мигрантов!».
Оператор предлагает вместо слова «мигранты» говорить «достойные дети этого села».
Есть и конкретные факты, когда высокопоставленные чиновники на пресс-конференциях заявляли о своем нежелании говорить о вкладе мигрантов в поддержке социально-экономической стабильности в республике.
Экс-глава Нацбанка Абдуджаббор Ширинов еще в 2013 году отказываясь от предоставления информации по денежным переводам мигрантов, заявил, что «данный вопрос может получить политический оттенок».
При этом он отказался уточнить, на основании каких законодательных актов принимается такое решение.
Другой бывший председатель НБТ Джамшед Нурмахмадзода в 2019 году призвал журналистов не акцентировать внимание на деньгах мигрантов. «Давайте не будем акцентировать внимание на деньгах мигрантов. Что, наша экономика разве кроме денег мигрантов ничего не имеет?» - задался он вопросом.
Кормилец
Специалисты международных финансовых институтов относят экономику Таджикистана к наиболее зависимым от денежных переводов экономик мира.
Соответствующие ведомства Таджикистана не раскрывают данные по денежным переводам мигрантов. Ранее они были доступны на сайте Центробанка России, но после начала войны в Украине, их засекретили.
Между тем, Всемирный банк, который является одним из главных партнеров правительства РТ по развитию, и, соответственно, получает такие сведения, сообщает, что в 2022 году объем денежных переводов в Таджикистан составил $5,2 млрд, что эквивалентно 49% прошлогоднего ВВП республики.
Это является рекордным объемом по притоку денежных переводов в Таджикистан, а по соотношению этих переводов к ВВП наша республика еще более упрочила свою лидирующую позицию в мировом масштабе.
Чтобы был предельно понятен вклад мигранта отметим тот факт, что они отправляют на родину иностранную валюту (рубль, доллар, евро), за счет которой покрывается огромный дефицит внешнеторгового баланса.
Дело в том, что экспортный потенциал Таджикистана в три раза ниже потребностей страны в импорте. Проще говоря, валютой, вырученной за счет экспорта продукции, покрывается только третья часть необходимых республике импортных товаров.
Оставшиеся две трети нужной валюты, для приобретения за рубежом товаров, обеспечиваются за счет присылаемых мигрантами денег.
Других заметных источников притока валюты, кроме денег мигрантов, а в меньших объемах кредитов и грантов международных доноров, просто не существует, а на наши деньги за рубежом никто ничего не даст.
Кроме того, аналитики международных финансовых институтов отмечают большое значение переводов для потребительского сектора Таджикистана, на котором, собственно, держится и экономика республики.
Семьи мигрантов используют полученные от своих кормильцев средства для покупки товаров и продукции, а также оплаты услуг (электроэнергия, связь, транспорт и пр.).
Торговцы товарами и услуг, соответственно, за счет этих денег получают доходы, которые облагаются налогами, которые, следовательно поступают в бюджет страны. Этими средства покрываются расходы бюджета, в том числе, они направляются на оплату зарплаты бюджетников, строительства тех или иных объектов и прочих нужд.
Существенное сокращение притока денежных переводов приведет к снижению оборота потребительского рынка и налоговых поступлений в бюджет, а около 70% доходов госбюджета Таджикистана составляют именно налоги.
Следовательно, ограничиваются возможности по бюджетным расходам, что может привести к урезанию финансирования тех или иных отраслей и секторов, а за этим последует, опять же, сокращение оборота денег со всеми вытекающими.
И это может продолжаться без конца, цепной реакцией затрагивая все направления жизнедеятельности страны.
Правила комментирования
comments powered by Disqus