Гидродефицит в Центральной Азии будет и дальше обострять водную повестку, которая превратится в инструмент для разного рода политических игр с непредсказуемым результатом. Заниматься решением проблем с гидроресурсами необходимо было еще вчера, поскольку чем дальше, тем больше эта тема становится спекулятивной, а сама проблема взрывоопасной и доводящей в своем пределе до большой региональной войны за воду.
Вода и Афганистан
Центральноазиатские эксперты видят в Афганистане угрозу – это правда. Речь идет не только о военной угрозе или распространении радикального исламизма. Афганистан в глазах местного экспертного сообщества – это экологическая угроза, тесно связанная с болезненным для региона водным вопросом. В следующих публикациях «ВЭС 24» обязательно более подробно расскажет об этих опасениях, а сейчас контурно набросаем зону потенциального водного конфликта и его акторов.
Итак, правительство талибов, к которому много вопросов, но которое пытается, как умеет, наладить мирную жизнь в стране, например, построить ирригационные системы – опять же, как умеет – для местного сельского хозяйства. Смеем надеяться, что не для опиумного бизнеса – талибы горячо декларируют отказ от макового прошлого Афганистана. Как бы то ни было, но на севере Эмирата был построен оросительный канал Кош-Тепа, протяженность которого около 100 километров. Канал забирает воду из стока Амударьи, то есть реки, имеющей фундаментальное значение для трех из пяти стран центральноазиатского региона: Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Любые поползновения талибов воспринимаются в столицах означенных государств с некоторой нервозностью, что в общем понятно. Плохо то, что на этой нервозности желают поиграть странные организации с американскими или европейскими прописками.
«Экология» и тираннозавры
Например, так называемая коалиция «Реки без границ» (Rivers without Boundaries), позиционирующая себя в качестве экологической организации и включающая в свои ряды лаборантов из австралийских университетов с русскими фамилиями. Подобного рода доброхоты с неясной пропиской всегда несколько смущают. Понятно, почему афганистанский оросительный канал вызывает опасения в Ташкенте – речь идет о водоснабжении страны. Но почему ирригационная система талибов беспокоит лаборантов из Нового Южного Уэльса (Австралия), совсем неочевидно. Только не нужно говорить о прекрасноликости этих экологов, которые, что называется, не за мзду, а за идею. Знаем мы эти идеи. Они почему-то до боли напоминают идеи глобального Запада, причем не экологические, а вполне политические и экономические.
Указанная коалиция опубликовала данные, исходя из которых канал талибов вроде как треснул. Процитируем: «в первый же месяц после начала наполнения канала водой из Амударьи стенки гидротехнического сооружения, видимо, не выдержали давления водного потока – и огромный объем воды, вырвавшись из канала, растекся по всей близлежащей территории». Экологи – и это примета англосаксонского шоу-подхода – отмечают, что разлив воды напоминает своей формой древнего ящера – тираннозавра. Словом, молодцы, работают эффектно.
Однако есть загогулина. «Узбеккосмос» опровергнул информацию об аварии на Кош-Тепа, растиражированную «Реками без границ». По мнению ведомства, дело не в том, что канал «сломался», как считают «экологи», а в том, что при строительстве на четырех участках канала были оставлены искусственные преграды, которые 10 октября полностью убрали после окончания первого этапа работ, из-за чего образовался водный поток. То есть речь идет сугубо о технических вопросах, вполне попадающих в регламент работ. Это, разумеется, не умаляет проблему гидродефицита в Центральной Азии, а равно влияния на нехватку водных ресурсов действий отдельных государств, но горе-экологи здесь точно не помогут, а только навредят.
Правила комментирования
comments powered by Disqus