Предложение запретить российский сериал слышится из всех столиц бывшего СССР, что еще раз говорит о том, как мы, дети и внуки Союза, похожи. Именно эту похожесть и эксплуатирует сериал. Делает он это просто блестяще.
«Пацаны» и «чушпаны»
Проанализируем сериал на нескольких уровнях, начиная от самого поверхностного –техническая реализация, заканчивая философски-дискурсивным. Как бы это странно ни звучало, но указанный кинопродукт о криминале в позднесоветской Казани вполне достоин философского осмысления.
Для начала – это, разумеется, успех. Успех сценаристов, режиссеров, актеров, продюсеров и, не в последнюю очередь, маркетологов. О сериале говорят на кухнях и в высоких кабинетах, в солидных редакциях и в школах, во дворах и в соцсетях.
Создатели сериала сделали все, чтобы тема стала максимально хайповой. Более того, создатели сериала радуются каждому гневному призыву запретить сериал – это вообще является основой маркетинговой политики продюсеров.
Запретный плод, как известно, сладок, а всерьез говорить о блокировке в эпоху VPN и серых стриминговых платформ просто смешно. Поэтому, когда очередной чиновник в Киеве, Астане, Ашхабаде или Москве бьется в падучей с воплями о запрете «Пацана», следует разобраться – а уж не заплатили ли ему за рекламу продюсеры. И учтите, в этой шутке есть только доля шутки.
Сериал триумфально идет по всему без исключения постсоветскому пространству. Его смотрят и «пацаны», и «чушпаны», качают с торрентов и доктора наук и работники автосервиса. Его всеохватность зиждется на нескольких китах. Он апеллирует либо к живой памяти (многие действительно помнят поздний Союз, банды и драки район на район), либо к генетической памяти – молодежь постсоветских республик не застала деградации великой страны, но впитала в себя весь комплекс эмоций, страстей, нарративов, что называется, с молоком матери.
Несмотря на то, что события сериала разворачиваются в Казани с ее смешанным русско-татарском населением, он игнорирует межнациональные или межконфессиональные разборки, сосредотачиваясь на социальном полотне, общем для всех этносов и религий. Это его сильная сторона – в героях сериалах видят не русских, татар, евреев, узбеков, а цельные архетипы.
Именно поэтому так много отзывов в социальных сетях: «точно так и было», «будто в юность свою погрузился», «все правда от начала до конца». Эрозия СССР имела очень похожее лицо и в Алматы, и в Казани, и в Новосибирске. Если хотите, развал страны, в которой прожили – и неплохо прожили – целые поколения советских людей вне зависимости от их цивилизационного кода – нас объединяет. А кто сказал, что нас могут объединять только хорошие или героические события и феномены?
Мягкая сила жесткой эпохи
«Слово пацана» обвиняют в романтизации криминальной субкультуры и бандитизма. В этом есть известная доля истины, но ведь и великий «Крестный отец» романтизирует мафию, и «Однажды в Америке», но никто же не спорит с тем, что это талантливое кино. Мы не думаем, что «Слово пацана» станет триггером для появления молодежных банд и расцвета криминала. Скорее, этим триггером станет идиотская внутренняя политика большинства постсоветских стран, создающая огромные разрывы в доходах населения, множащая социальное неравенство, глумящаяся над теми, кому не повезло родиться в олигархических пеленках. Именно идеи социального протеста – настоящего, а не целлюлозного от USAID – и боятся власть предержащие в республиках бывшего СССР.
Является ли сериал элементом мягкой силы России? Безусловно, этого никто и не скрывает. Сериал создавался, по крайней мере, частично, на государственные деньги. Успешный ли это пример? Это, пожалуй, самый успешный пример использования мягкой силы Россией за все постсоветское время. В сущности, почему, когда малолетние дураки начинают бегать по улицам городов в масках Джокера, никто не удивляется и не предлагает запретить Хоакина Феникса. Потому что Голливуд обладает монопольным правом на использование мягкой силы? А если русские сделали продукт, который разошелся на цитаты и мемы, это плохо, не нормативно, им слова не давали, так, что ли?
Теперь о месседжах. Первый и самый очевидный – ребята, «святые 90-е» далеко никуда не уходили, времена, когда атмосферные осадки в виде свинца случались чаще дождя и града, рядом. Очень рядом. Для некоторых республик постсоветского пространства – это не рефлексия, не погружение в прошлое и его осмысление, это реальность и современность.
Правила комментирования
comments powered by Disqus