Начавшийся с невинного в общем-то поста в Телеграм известной медиа-персоны Тины Канделаки скандал разросся практически до межгосударственных масштабов. Дошло до того, что официальный представитель МИД Казахстана Айбек Смадияров отказал российской гражданке в возможности посещения «братской» республики, заявив, что, реши Канделаки приехать в Казахстан – её не пустят.
Для начала напомню суть дела. 16 января 2024 года в своём телеграм-канале Тина Канделаки опубликовала комментарий по поводу новости, связанной с «внезапной» инициативой казахстанского Минтранса.
Республиканское министерство, видимо посчитав, что более важных забот у него нет, вышло с предложением о переименовании значительного количества местных железнодорожных станций с русского на казахский манер.
Так станция «Уральск» должна отныне носить название «Орал», «Узень» – «Жаңаөзен» и так далее. Всего планируется привести в соответствие с национальной политикой три тысячи названий населенных пунктов и улиц, «неотражающих» современные казахстанские реалии, и переименование железнодорожных станций лишь часть общей программы рассчитанной до 2025 года.
Так что предложение Министерства транспорта вовсе не стало неким эксцессом исполнителя и, более того, прекрасно укладывается в канву политики нынешнего руководства республики.
Сам президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время своего выступления на Национальном курултае назвал раздел языкознания, изучающий имена собственные (ономастику), «важнейшим идеологическим инструментом», который необходимо использовать «с учетом не только региональных особенностей, но и общенациональных приоритетов». Ни больше, ни меньше.
Если отбросить излишнюю в таких случаях куртуазность, то налицо очередной приступ государственной казахской русофобии, судя по всему, черпающей вдохновение в самых одиозных образцах вроде Прибалтики или Украины, где борьба со всем русским давно уже приобрела форму открытой войны на уничтожение.
Разумеется, госпожа Канделаки как человек с активной гражданской позицией не смогла пройти мимо столь вопиющего неуважения к Русскому миру. Вот небольшая цитата из того самого комментария, с которого всё и началось:
«Как показывает опыт Прибалтики, это очень опасная тенденция. Здесь тоже всё начиналось с малого, а потом превратилось в настоящий снежный ком: закрывали русские школы, убирали советские памятники, запрещали русский язык и, наконец, выгнали пенсионеров на мороз. Понятно, что под предлогом поддержки своего места в истории можно пойти очень далеко, особенно удобно прикрываться историей для продвижения таких вот сомнительных решений».
Всё. Ничего больше Тина не сказала. Но казахским патриотам (читай – националистам) хватило и этого. Хватило, потому что они прекрасно знают, что происходит на самом деле.
И тут началось! Сначала в комментарии к российской журналистке набежали стайки национально озабоченных казахских национал-патриотов, начав осыпать Канделаки оскорблениями, самые безобидные из которых звучали в духе «закрой рот», «не твоё дело» и «не забудем, не простим». Вот что сама Тина пишет по этому поводу:
«С интересом и грустью наблюдаю за реакцией представителей Казахстана на мой вчерашний пост о вытеснении русского языка. Крики, шум, советы убраться – много всего, но ничего нового. Всё это уже было».
И дальше напоминает гражданам страны, которую президент России Владимир Путин назвал недавно нашим «наиболее близким союзником», о том, что историей хорошо бы не только «прикрываться», но и знать и помнить. А потому не стоит забывать, кто был рядом с Казахстаном в трудные дни января 2022 года, кто поддержал соседей морально, когда столь любимый нынешними казахстанскими властями Запад шельмовал казахский народ отвратительным фильмом-пасквилем «Борат», кто и по сей день остаётся надёжным партнёром и другом, несмотря на всё более активные попытки официальной Астаны изжить в себе всё, что связано с Россией и русскими.
А потому вслед за Тиной хотелось бы спросить госсекретаря Казахстана Ерлана Карина (большого специалиста по переписыванию истории и вымарыванию оттуда наших общих страниц) – откуда такая избирательность в вопросе национализации имён собственных? Почему «под нож» пошли только русские названия, а, скажем, столичный отель «Монако», стоящий на улице Шарля Де Голля, своего названия менять не собирается?
Впрочем, я не жду ответа на эти вопросы, они мне и так известны. Я слишком долго воочию наблюдал за тем, что происходит в различных бывших республиках СССР, чтобы не замечать общих черт. Дело-то, вовсе не в посте Тины Канделаки, а в той жуткой тине дремучего национализма, которая всё сильнее покрывает жизненное пространство казахстанского общества.
…Когда в начале 1990-х на Украине внезапно стали менять дорожные указатели, местные власти тоже говорили об исторической справедливости. При этом, первая волна переименований носила довольно странный характер. Имена собственные не менялись, не переводились, а как бы украинизировались. К примеру, было село Красное – стало «Краснэ», была Одесса – стала «Одэса», был Киев – стал «Кыив». Всё это были лишь первые робкие попытки избавиться от «излишней» русскости.
Полное изменение топонимов и отказ от любых намёков на связь с Россией появись уже позже, но появление их было неизбежно. По-другому просто не могло быть, ибо именно в этом и был весь смысл происходящего. Ровно тоже самое мы сегодня наблюдаем и в Казахстане. Только в отличие от Украины или даже Прибалтики здесь эта ситуация выглядит ещё более гротескно. Дело в том, что, как минимум, 50% казахстанских топонимов не имеют «исторического» казахского наименования, поскольку построены русскими буквально с нуля. У кочевого народа, коим испокон веков были казахи, почти не было своих городов...
И потому если уж действительно следовать исторической традиции, то неплохо было бы вспомнить, что Астана – это казачья крепость Акмолинск, а Алма-Ата – построенный русскими город Верный. Та же история с Семипалатинском (ныне Семей), Петропавловском, Павлодаром и ещё множеством казахстанских городов и посёлков.
Но что-то мне подсказывает, что так глубоко в историю ревнители казахской старины углубляться не станут. Не для этого всё затевалось.
Правила комментирования
comments powered by Disqus