После крушения социалистического лагеря все четче вырисовываются две тенденции мирового развития: глобализация и возрождение цивилизации. Ведущие политологи мира по данному вопросу высказывают противоположные точки зрения. Если одни (Ф. Фукуяма) утверждают, что после распада социалистического лагеря во всем мире будет доминировать только западная цивилизация, то другие (С. Хантинггон), наоборот, предполагают, что наступающая новая эпоха будет эпохой столкновения цивилизаций.
Таким образом, проблематика цивилизаций все сильнее занимает умы обществоведов.
Благодаря этим импульсам возрастает интерес и к тем цивилизациям, которые до недавнего времени не были избалованы вниманием исследователей. К их числу относится и тюркская цивилизация.
Как известно, в мировой науке в качестве основных факторов, образующих цивилизацию, определены следующие:
1. Наличие государства и иерархическая социальная структура общества;
2. Появление письменности и ее применение в качестве основного средства коммуникации;
3. Возникновение городов как центров власти и торговли;
4. Монументальная архитектура;
5. Сложение духовного единства членов общества на основе общности языка, культуры и религии.
Тюркская цивилизация, сыгравшая значительную роль в развитии мировой культуры, обладала всеми вышеперечисленными чертами, которые сложились уже в VI-VII вв. н. э., в период возникновения Древнетюркского каганата на обширных просторах Центральной Азии.
Вместе с тем тюркская цивилизация имеет и неповторимые, только ей присущие черты. В частности, в отличие от шумерской, вавилонской, афинской и некоторых других цивилизаций древности, представляющих из себя локальные образования, творцами тюркской цивилизации выступало множество племен и племенных объединений, имеющих как общие, так и специфические черты в образе жизни и культуре. Кроме того, они были удалены друг от друга на большие расстояния.
Все это обусловило особую роль государства в лице Тюркского, Уйгурского, Кыргызского и Тюргешского каганатов, как плавильного котла для разнородных элементов тюркской цивилизации.
Непреходящую роль сыграли в развитии Великого Шелкового пути древнетюркские государства. Через него происходил постоянный обмен не только товарами, но и духовными ценностями между двумя частями Старого Света.
Возникает вопрос: кому же из тюркских народов принадлежит авторство тюркской цивилизации?
По авторитетному свидетельству Арнольда Тойнби, каждая цивилизация есть единство в многообразии, поскольку она вбирает в себя все ценное, что есть у всех народов, образующих ее. По его образному выражению, голос каждого из них надо воспринимать как голоса единого хора, которые имеют значение и смысл в общем строе гармонии, но теряют их, как только становятся набором отдельно звучащих нот. Так что тюркская цивилизация, бесспорно, есть достояние всех тюркских народов.
Закономерность функционирования любой цивилизации — это ее способность обогащаться и развиваться в соответствии с требованием времени, возрождаясь на новой основе. И будущее тюркской цивилизации — в ее ренессансе.
Правила комментирования
comments powered by Disqus