90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

КЛАНОВЫЙ ФАКТОР В УПРАВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ТУРКМЕНИСТАНА

08.02.2024 20:00

Политика

КЛАНОВЫЙ ФАКТОР В УПРАВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ТУРКМЕНИСТАНА

Клановый фактор в руководстве всех стран ЦА без исключения остается заметным. В каких-то странах он проявляется ярче, в других — менее заметно. Клановый фактор влияет не только на кадровые решения, он может определить характер становления государства и даже нации. О роли кланового компонента в становлении государственности Туркменистана и руководстве республики читайте в статье Шохрата Кадырова. Подробнее — в материале ia-centr.ru. 

Туркменистан как объединение субэтносов

До окончательного становления Туркменской ССР в 1924 году туркмены предпочитали идентифицировать себя не по этническому признаку, а скорее по родоплеменному. То есть новообразованная республика скорее напоминала федерацию из нескольких субэтносов. Для процесса централизации, несмотря на объявленную коренизацию аппарата управления в союзных республиках, в первые годы молодой республикой управляли кадры непосредственно из Москвы.

В послевоенный период Москва стабильно проводила ротации в руководстве Туркменской ССР, стремясь сохранить баланс между кланами.

То есть в руководстве СССР всё еще учитывали особенности Туркменской ССР. Как известно, последний руководитель Туркменской ССР С. Ниязов из клана ахалтеке сохранил власть после распада.

Примечательно то, что туркмены-ахалтеке впервые были возвышены еще в царский период. Парадоксально, но одной из основных причин тому являлось наибольшее сопротивление российским войскам именно со стороны этого племени, чем в итоге оно заслужило уважение со стороны царского руководства. Именно вожди этого племени пользовались особым вниманием царской семьи. Придя к власти, коммунисты, наоборот, нейтрализовали гегемонизм ахалтеке.

Национальное государство на основе нации или гегемонии одного клана?

Приход к власти в 1985 году и последовавший непрерывный процесс нахождения у власти текинцев практически означает откат в досоветскую эпоху.

По утверждению автора, после распада СССР в Туркменистане скорее идет процесс укрепления власти одного правящего племени над всеми остальными, а не становление национального государства на основе единой нации.
Ниязовым широко распространялись нарративы о том, что только вокруг текинцев туркменов ждет возрождение. Например, он рассказывал о сне в молодости, где он услышал пророчество о том, что в будущем Туркменистаном будут править текинцы. Ахальские символы также нашли свое отражение в символах государственной власти Туркменистана.

Также неотъемлемой частью политики в этом направлении являлась дерусификация и декоммунизация. В частности, стали отмечать годовщину Геоктепинского сражения в качестве Дня всетуркменского поминовения павших в войнах. Коммунисты воспринимались как продолжение эпохи угнетения, которых также обвиняют в возрождении трайбализма в республике. Целенаправленно искажались факты советского периода. Например, Ниязов утверждал, что в советский период в Туркменской ССР якобы было построено всего лишь 2–3 предприятия.

Таким образом, Туркменистан в связи со сложившимися обстоятельствами и процессами, запущенными еще до советской эпохи, остается республикой, где клановый фактор оказывает наибольшее влияние не только на управление республикой, но и на становление государства и нации в целом.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

08.02.2024 20:00

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
14

человек претендует на 1 вакантное рабочее место в Кыргызстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Май 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31