90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Узбекистан - Россия - США: кто является донором безопасности для Ташкента (ч.2)

16.02.2024 12:00

Безопасность

Узбекистан - Россия - США: кто является донором безопасности для Ташкента (ч.2)

Стабильная нестабильность, войны за воду, неспокойные талибы и внутренние радикалы – в этой части поговорим о среднесрочных вызовах, стоящих перед Узбекистаном, а также о безальтернативных военных союзах.

Риски и вызовы

В первой части мы постарались наглядно показать, что чрезмерное сближение ВС республики с западными военными альянсами, включающее военно-техническое, логистическое и командное сотрудничество, чревато превращением вооруженных сил Узбекистана в западное прокси. Его вероятная задача – расшатывание основ безопасности в регионе с включением в активные действия России и Китая. В этом случае Узбекистан превращается в полигон, где развернется разрушительная конкуренция между системными и несистемными игроками.

Под несистемными мы имеем в виду несколько сил, которые мгновенно включатся в дестабилизацию ситуации в Узбекистане. Очертим круг рисков, стоящих перед Ташкентом прямо сегодня, усугубляющихся шаткой позицией руководства республики относительно военного сотрудничества с Западом.

- В самой стране мы сейчас видим – вполне зримо – конкуренцию между двумя образами будущего. Условно назовем их светской и исламистской моделями. Если со светской моделью все более или мене понятно, то исламистская относительно Узбекистана имеет два извода: турецкий и, как ни странно, афганский. Несмотря на то, что Кабул воспринимается Ташкентом, скорее, как вызов, в самой республике немало людей, откровенно симпатизирующих укладу, который Талибан активно внедряет в Эмирате. Впрочем, турецкая модель также имеет радикализирующий потенциал. В любом случае любая политическая нестабильность (о чем позаботятся западники) приведет к взрывоопасной ситуации внутреннего противостояния, в котором примут участие и внешние игроки через посредство радикальных группировок, базирующихся сегодня в том числе и в Афганистане.

- Чрезвычайным конфликтным потенциалом обладает еще одна центральноазиатская проблема – водная. Регион в силу известных особенностей был, есть и будет гидродефицитным. В сочетании с ростом населения и по-прежнему в значительной степени аграрным типом экономического уклада эта проблема без всякого сомнения имеет грандиозный потенциал перерастания в военные конфликты всех против всех. Проблема усугубляется агрикультурной деградацией сельского хозяйства в регионе вследствие чего даже имеющиеся водные ресурсы расходуются в высшей степени неэффективно.

Преимущества российского оружия

Каждый из обозначенных блоков имеет множество дополнительных пунктов, на которых мы не будем останавливаться подробно, скажем только, что любого достаточно, чтобы Узбекистан полыхал. В этой связи вопрос региональной безопасности, а также эффективных вооруженных сил становится экзистенциальным вопросом для республики. В Ташкенте есть смутное понимание важности указанных вопросов, именно поэтому ВС республики находятся далеко не в самой худшей форме, хотя ее поддержание и вызывает некоторые вопросы.

Как бы то ни было, но по данным центра Global Firepower (2023 год) армия Узбекистана занимает 62-е место в табели о рангах огневой мощи планеты. Всего в рейтингах агентства проходят 145 армий, таким образом показатели Узбекистана тянут на крепкого середнячка. Авторы рейтинга приводят следующие цифры: общее количество летательных аппаратов в ВВС Узбекистана составляет 197 единиц. В распоряжении ВВС находится 58 истребителей, 20 ударных самолетов, 13 военно-транспортных самолетов, 7 учебно-тренировочных самолетов, а также 99 вертолетов и 33 военных вертолета. В общей сложности в нашей стране используются 420 танков, 197 самоходных артиллерийских установок и 143 реактивных системы залпового огня.

По большей части речь идет о российской или еще советской, но модернизированной технике. И вот здесь мы подходим к вопросу о том, с кем и на каких условиях реализовывать военно-техническое сотрудничество Узбекистану, чтобы избежать негативных дестабилизирующих сценариев, которые мы выше обозначили. Разумеется, с Россией. Схематизировано набросаем причины:

- Логистика и цена. Российское оружие дешевле и его проще везти – страны рядом, их связывает множество транспортных коридоров и логистических узлов.

- Российское оружие эффективно, что подтверждает ТВД на Украине: тонны разномастного западного оружия ничего не могут сделать с российскими позициями.

- Российские и советские системы интегрированы в региональную военную инфраструктуру Узбекистана, сказывается и общее прошлое, и активное сотрудничество стран в постсоветский период.

Безальтернативная Россия

Однако и это лишь тактические детали. Стратегический фундамент российско-узбекистанского военно-технического сотрудничества основывается и на подлинных взаимных интересах, и на балансе сил. Лучше всего о роли России в качестве гаранта региональной безопасности говорят в самом Узбекистане. Процитируем собеседника «ВЭС 24» директора Центра исследовательских инициатив «Ma'no», политолога, аналитика Бахтиёра Эргашева:

«Сегодня и институционально, и через систему двусторонних отношений, и через военно-техническое сотрудничество в сфере вооружений и ПВО гарантом безопасности в регионе является Россия. Институционально – через ОДКБ, а в двустороннем формате – это как, например, в случае с Узбекистаном. Республика в ОДКБ не входит, но зато имеет пакет соглашений о всеобъемлющем военно-техническом и политическом сотрудничестве с Россией. К слову, эти договоренности были подтверждены в ходе недавнего визита президента республики в Москву (…) Важно отметить, что после того, как американцы убежали из Афганистана, возможности для проекции военной мощи в этой части Евразии, в Центральной Азии в частности, у американцев и Запада в целом дико сузились – ближайшая военная база у них располагается в Катаре. Но, поверьте, никто из коллективного Запада не оставил идеи о своем возвращении в том или ином в виде в регион. Контртеррористические центры, биолаборатории, учебные программы и совместные учения, попытки привязать к собственным вооружениям, которые нужно обслуживать через долгосрочные договоры – все это инструменты западного воздействия на регион в сфере безопасности».

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

16.02.2024 12:00

Безопасность

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
Свыше 15 тысяч

человек находятся в рабстве в Кыргызстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30