Недавно принятый закон о молодежной политике имеет хорошие предпосылки, однако его может быть трудно претворить в жизнь, говорят эксперты.
Закон был принят в августе. Его положения, предусматривающие оказание помощи молодежи с жильем, работой, образованием и учебой, должны улучшить жизнь молодежи и всех остальных туркменов, говорят представители Союза молодежи Туркменистана (СМТ) имени Махтумкули.
«Старый закон был расплывчат и не отвечал новым реалиям, а новый конкретизирован, и это облегчает нашу работу с молодежью», - считает представитель центрального органа СМТ Агагелди Непесов. По его словам, документ также учитывает мировой опыт, предлагает инициативы по организации досуга молодежи, развитию программ спорта, ремесел, искусств, чего раньше не было.
Сомнения в реализации
Хотя концепция закона получила поддержку, некоторые сомневаются, что этого будет достаточно.
«Формально в законе все в норме, - говорит адвокат ашхабадской юридической консультации Хемра, который просил не указывать его фамилию. - Правовой статус молодых, гарантии, поддержка и защита молодежных объединений со стороны государства, уполномоченный по делам молодежи при президенте - все есть».
Однако он высказывает свои опасения по поводу реализации закона.
СМТ - единственная организация, осуществляющая политику государства среди молодых граждан, но этого недостаточно, и мало просто принять закон, считает адвокат.
«СМТ финансируется из госбюджета, а у нас говорят: кто платит, тот заказывает музыку», - сказал он, выразив сомнение в предстоящей самостоятельной живой работе организации с молодым поколением.
Для реализации закона мало одной организации (пусть в ней и 600 тыс. членов), и если будет больше молодежных организаций, то будет больше пользы, сказал недавний выпускник университета Садык В. Он призвал к созданию новых и расширению уже существующих молодежных организаций, чтобы объединить силы и добиться прогресса в осуществлении молодежной политики.
Руководитель крупного предприятия в Лебапском велаяте Бегли Ачилов, работающий в основном среди молодежи, говорит, что мало принять закон, народ нужно о нем информировать: «Спросите у молодых людей, и я уверен, что никто из них не скажет, когда и для чего был принят закон о молодежной политике».
Непесов заявил, что информирование населения о его правах - это первый этап по претворению нового закона в жизнь.
Он уверен, что в ближайшие несколько недель в СМИ и в молодежных центрах, школах и вузах будут подробно рассказывать о программе. Особенно важно, чтобы молодежь узнала о новых возможностях в работе, спорте, жилье, помощи семьям. Сейчас, говорит Непесов, «работа кипит».
Однако Ачилов выразил сомнение. По его словам, часть молодежи из числа безработных, сельских жителей, трудовых мигрантов, выехавших на заработки в другие страны, как и прежде будут вне зоны действия проводимой политики.
Уполномоченный при президенте
Еще одно новшество - создание института Уполномоченного по вопросам молодежи при президенте Туркменистана. Государственные СМИ называют это введение принципиальным, способным в корне изменить и повысить эффективность проводимой молодежной политики.
Уполномоченный будет координировать деятельность всех заинтересованных сторон, разрабатывать и представлять на утверждение правительству нормативно-правовые акты и госпрограммы, проводить мониторинг реализации законов и проектов в этой сфере, говорит Непесов. Однако Хемра считает, что пока рано говорить, насколько этот пост может помочь ситуации с молодежью.
Садык В. говорит, что рад новым инициативам, но хотел бы увидеть их в действии: «У меня вот уже целый год как нет работы по специальности [инженер-транспортник], очень хотелось бы в этом плане ощутить поддержку государства и увидеть новый закон в действии».
Правила комментирования
comments powered by Disqus