Казахстанцы с невиданным упорством борются с наводнением. Топит везде и всюду, там, куда не дошла большая вода, люди как в войну возводят дамбы и насыпи, кажется, все от мала до велика снаряжены на борьбу со стихией… Выжили, не утонули в грязной воде за прошедшие сутки – спасибо Аллаху, военным, добровольцам, силам МЧС…
На этом фоне в Астане развивается и другая драма, свидетелями которой ежедневно становятся миллионы казахстанцев, в том числе вынужденные ночевать в спортзалах и на крышах, – суд присяжных старательно вникает в дело экс-министра экономики Куандыка Бишимбаева, который избивал и по сути убивал свою гражданскую супругу в тихом закутке большого ресторана (события 9 ноября 2023 года – прим. автора). Помощи обреченной женщине было ждать неоткуда – персонал наблюдал, но не вмешивался в происходящее; жертва вела себя тихо. Когда жертва уже не подавала признаков жизни, Куандык бросился звонить гадалке…
Новости из зала суда над экс-чиновником стряпаются как горячие пирожки –смачно, с подробностями, чтобы «пипл» на крышах и спортзалах «хавал». И вот вываливается хроника: Куандык признал вину, говорит, что любил свою женщину; Куандык на суде выглядит уставшим; Куандык уточнил детали убийства, когда и при каких обстоятельствах он ударил свою возлюбленную головой об унитаз; Куандык пояснил, почему его возлюбленной не понадобилось пальто…
И вот этот Куандык, сидящий сейчас в зале суда за пластиковой перегородкой, интеллигентный «пухляш» в очках, собирающий «кассу» на сайтах, как кинопремьеры толпы зрителей, разделил Казахстан на две части.
Одна упорно выживает на клочках суши, не зная, где завтра будет жить; вторая – олицетворение той самой новой элиты, которую называли «казахстанским чудом» и на которую делали ставку лидеры, элиты, способной бедных сделать богатыми и процветающими…
В одной точке сошлись два мира, чуждые и не понятные друг другу – мир с ежедневными заботами о выживании и другая его часть, вызывающая только злобу и ненависть, – «человек, зовущий в светлые дали, окончивший престижный американский вуз, на деле – ничем не лучше обычного маргинала, готового убить собутыльника куском арматуры». Где, собственно те наши традиционные ценности, которые являются фундаментом крепкой страны: семья, сострадание, милосердие, совесть… Или, как используется хороший «багаж» прошлого – умение власти (элиты) брать ответственность за свои поступки перед обществом и вести ее в «светлые дали»?
В том-то и разница – одни рождаются в хрущевской панельке, другие – с «золотой ложкой» во рту и воспринимают жизнь как поход в «Дисней Лэнд», куда входной билет оплачивают родители.
Мораль стара, как мир… Но в «Новом Казахстане» традиционные ценности, которые бы подразумевали кропотливый труд, возможности знать и чтить свое прошлое, отвергаются, а «новые», активно пропагандируемые Западом, становятся «библией»: работать только на себя. Эффективность успеха измеряется не построенными заводами и пароходами, а количеством полученных «откатов», красивыми отчетами и лайками в соцсетях.
«Папа может все что угодно»
Куандык у многих вызывает симпатию. Есть в нем определенный шарм, который не вяжется с образом казнокрада (был осужден за взятки в 2017 году – прим. автора) и тем более убийцы. Он наивен, когда читаешь его интервью, то начинаешь верить, что зла Куандык действительно никому не желал. А в кресле министра и вовсе хотел создать рабочие места в разных сферах экономики и решить проблему тотальной казахстанской бедности.
В пользу этого говорили экономические расчеты, которые Куандык делал, доказывая всем, что «молодо не зелено», и его быстрые «скачки» по высоким кабинетам – и есть тот управленческий опыт, который он получал в силу генетической способности быстрее других.
Сейчас его биографию журналисты изучают под микроскопом и задаются вопросом: как 15-летний гений (в 15 лет он окончил школу – прим. автора) так быстро и стремительно двигался по карьерной лестнице, вершиной которой стал для него (в 36 лет) пост министра экономики?
В 1999 году Куандык Бишимбаев окончил Казахстанскую государственную академию управления, а уже 2001 году получил степень магистра Таразского университета и университета Джорджа Вашингтона в столице США. Как везде успеть? Даже учитывая способности Куандыка, он же все-таки не Гарри Потер, и волшебной метлы и палочки у него не было…
«Но зато есть властный и высокопоставленный отец Валихан Козыкеевич Бишимбаев, южанин, 1946 года рождения, происходит из рода дулат и состоит в родстве с выдающимися земляками казахстанского юга. Тут «родня» на любой вкус и цвет: от политиков до выдающихся бизнесменов Казахстана. Да чего там говорить, Валихан Козыкеевич разве что пинком дверь к Папе Римскому не открывал. Это не какие-то там шапочные знакомства, а родовые, родственные связи, которые сильнее стальных тросов. Так что где-то отпрыск числился студентом, а где-то учился экстерном», – пишут знатоки в казахстанских пабликах.
И тут же авторы замечают: Валихан Козыкеевич добился положения и веса в обществе еще «при ненавистном СССР», и заметьте, ни копейки с него никто не брал… Так он oкончил аспирантуру Московского химико-технологического института имени Менделеева и защитил там же докторскую. А позже в разные годы возглавлял ведущие казахстанские вузы: Кызылординский институт инженеров агропрома, Таразский госуниверситет, ЮКГУ имени Ауэзова, совмещая свое ректорство с должностью депутата Маслихата Южно-Казахстанской области. С 2012 года бессменный депутат Мажилиса. Все это к тому, что у Куандыка была отличная стартовая площадка для «взлета» – отец и устраивал, и помогал, и «отмазывал».
Впрочем, Бишимбаев — старший почему-то не любил вспоминать советское прошлое и на ученых советах подчеркивал: «Новации в обучении надо искать не в России, а европейских и американских вузах… где студента учат думать системно, развивают ему кругозор и делают специалистам широкого профиля». Чуть позже – как эти слова «впитал» его сын…
Когда Куандык был министром и журналисты его «клевали», отец заступался за сына, обращался в министерства и ведомства, чтобы прекратили травлю. Да и сейчас Бишимбаев-старший не сидит сложа руки и комментирует происходящий уголовный процесс над сыном:
«Он не хотел убивать… Не исключаю тот факт, что некоторые отдельные лица на фоне дела моего сына хотят получить свой пиар и таким образом показать себя борцами за справедливость. Обращаясь к органам следствия, прошу в рамках закона провести объективное и полное всестороннее расследование дела. Я верю в справедливое правосудие нашего Казахстана, где конституционные права каждого гражданина не будут нарушены», – обратился к общественности Бишимбаев.
А «общественность», которая сидит на крышах своих домов и ютится на раскладушках в спортзалах, задается только одним вопросом: во сколько Бишимбаеву-старшему обойдется «покупка» присяжных и судьи? Сигнал послан – «сын не хотел убивать». Общественность делает ставки…
Америка нам поможет!
Постсоветский Казахстан мечтал вырастить такую элиту, которая превратит страну в Эмираты… Ну а почему бы и нет? Вот вам нефть, не «обезвоженная степь» – куй благополучие, понимая, что элита – прежде всего ответственность, бремя перед теми, у кого при жизни нет «золотых ложек во рту». То есть народ – это ценность, а все остальное – «сопутствующий товар», который дается в нагрузку. Примерно так рассуждали и говорили «лидеры нации» и благословляли на учебу в США «молодых да ранних». Опять-таки в самой стране вузы в разы поднимали оплату, а «элитка» ехала учиться в «оплот демократии» бесплатно. Государственная программа «Болашак» как раз и была открыта для того, чтобы за государственный счет обучить будущих управленцев. И Куандык стал слушателем магистерской программы в Университете Джорджа Вашингтона в столице США. Сам Бишимбаев-младший не особо рассказывал, чему научился, а вот другие слушатели делали это охотно. Вот, к примеру, отзыв жителя Минска, окончившего БГУ, шведскую магистратуру и уехавшего получать степень кандидата политических наук в США:
«Главное отстаивать свою точку зрения, которая должна соответствовать неким представлениям США о том, каким должен быть мир… Первые два года ты просто берешь курсы: обязательные и по выбору. С третьего курса начинается работа над диссертацией. Моя диссертация посвящена последним массовым протестам на постсоветском пространстве: Россия в 2011–2012 годах после выборов в Госдуму, Евромайдан в 2013–2014 годах, Молдова в 2015–2016 годах после того, как пропал миллиард евро (10% ВВП) из банковской системы страны, Бархатная революция в Армении в 2018-м.
…Я пытаюсь объяснить, почему мобилизация протестующих в Украине и Армении была такой быстрой и массовой, что в итоге привело к смене режимов, в то время как в России и Молдове по-настоящему больших протестов не случилось, – соответственно, и режимы в этих странах не поменялись. Но надо понимать, если речь о постсоветских странах, то там действует режим, и только так мы его (в стенах университета) называли.
… Ценность не в получении «примитивных знаний», а в интерпретации фактов и явлений, которые поддаются объяснениям демократического уклада… Мало кто из студентов знает про Беларусь, это правда. Когда я представлялся здесь людям, то придумывал все что угодно, чтобы обозначить, откуда я. Я обычно говорю про Беларусь: «маленькая страна между Польшей и Россией». В этой связи меня все отлично понимают… Про Лукашенко тоже мало кто знает, да я сразу и не говорил о нем, например, если мы обсуждаем авторитаризм, я могу его упомянуть, и меня тоже сразу начинают понимать.
…У каждого студента со временем появляется некий наставник – Гуру, зачастую владеющий магией и оккультизмом. Он открывает мир своему подопечному, отвечает на все его вопросы и старается «разрулить» любую проблему. Наставник для него – новый Бог».
Это, что называется, для примера. Конечно, когда обучение оплачено за счет государства, а квартира – из родительского бюджета, можно научиться и «критически мыслить», «приобрести» себе нового Гуру и говорить о своем государстве как о «режиме» с ненавистным совковым прошлым… Но дальше-то что?
Игра в наперстки с деньгами населения
Сразу после окончания американского вуза у «золотого мальчика» и наступил тот оглушительный карьерный рост, который никому не снился. Национальные фонды сменялись креслами в министерствах. И вот уже в 36 лет Куандыка называют «капитаном казахстанской экономики».
«Инвесторам путь открыт, бизнес-климат в Казахстане гораздо более благоприятный, чем в России и Беларуси», – говорил министр.
Вот-вот степь станет Золотой Ордой, но аналитики упрекали министра, что это элементарная игра в наперстки. Инвесторы, все чаще западные, которым и давались преференции, исключительно видели страну-колонию, из которой за бесценок выкачивали нефть и газ, а с кризисом национальная экономика справлялась за счет Национального и Пенсионного фондов. Не будь этих «народных денег», никакие новаторские идеи уже бы не спасли.
Бесконечные интервью – это и был тот «титанический» трудовой процесс, который и назывался работой… Работой, не предусматривающей абсолютно никакую ответственность. Зачем? Этому не учили в университетах, не требовали на лекциях и на практических занятиях. Очевидно, что был важен именно процесс и то «умное лицо», которое вызывало уважение и зависть у окружающих. Таковы, они «новые ценности».
Что еще сказать о Куандыке? Считать его вознаграждение и зарплату бессмысленно – денег хватало на сытую жизнь и ему, и его первой супруге, и детям от разных браков… А вот погорел министр банально – 10 января 2017 года Национальным бюро по противодействию коррупции Бишимбаев задержан по факту неоднократного получения взяток в особо крупном размере в группе лиц по предварительному сговору.
А теперь то, что нужно знать о казахстанском правосудии и связях Валихана Козыкеевича:
В 2017 году суд приговорил Куандыка к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы максимальной безопасности.
28 декабря 2018 года Толебийский районный суд частично удовлетворил ходатайство Куандыка Бишимбаева об облегчении условий содержания и определил отбывание в колонии общего режима.
25 сентября 2019 года Куандык Бишимбаев вышел на свободу, Абайский районный суд города Шымкента удовлетворил представление об условно-досрочном освобождении экс-министра.
Пустоты заполнили гадалки и гуру
Куандык Бишимбаев и Салтанат Нукенова познакомились в августе 2022 года. Они стали жить вместе, «сыграли свадьбу», но официально брак не заключали. А вот на почве чего состоялось их знакомство:
«Мне одна девушка рассказала об астрологии, и мне было любопытно узнать, что это такое и как выглядит астролог. Я ожидал увидеть бабушку лет 50-60, похожую на шамана. Знакомая показала фото, я увидел симпатичную девушку. Увидел, что у нее есть молодой человек. Это был конец мая 2022 года. Знакомая сказала, что это молодой человек Салтанат, они дружат и собираются пожениться. На какое-то время мой интерес оставался зрительным. Я наблюдал за ее постами, пытался записаться на прием, но помощница сказала, что Салтанат не принимает мужчин. Я порадовался тому, что девушка блюдет границы», – рассказал на суде Куандык.
А потом добавил еще некоторые подробности семейной жизни: гражданская жена нигде не работала, да и по дому ей ничего не требовалось делать. Он как заботливый муж просил ее чем-нибудь заняться, найти хобби, увлечения – все тщетно.
А сам в это время, как выяснилось, имел «штатную шаманку» – колдунью, которая разруливала его жизненные перипетии:
«В своих показаниях сообщали, что вы 9 ноября 2023 звонили ясновидящей. Кто она, кем приходится, как давно вы ее знаете, знаете ли, где она проживает, в каком городе», – спросила адвокат потерпевшей стороны. Бишимбаев ответил, что ясновидящая проживает в Шымкенте. Подсудимый сообщил, что на протяжении 1,5–2 лет он обращался к ней по вопросам бизнеса. После адвокат потерпевшей стороны спросила у Бишимбаева, обладает ли ясновидящая медицинским образованием. «Мне это неизвестно, но я ей доверял всегда», – сообщил Бишимбаев.
А еще бывший министр нацэкономики изучал труды канадского психолога Джордана Петерсона и в соцсетях активно повторял его тезис о том, что «человек должен быть монстром, чтобы потом научиться управлять им». На суде многочисленные свидетели говорят, что Куандык был обычным абьюзером – вымещал все на слабой половине, причем делал это без свидетелей. Так было и в роковую ноябрьскую ночь 2023 года.
Да, Куандык был тем самым представителем «золотой молодежи», которая должна была сдвинуть горы. Но, как говорится, что вложили, то и получили: образование, деньги, возможно, сформировали лидерские качества, но и образовали пустоту, которую от безделья заполнила колдунья из Шымкента…
«Полное разложение и девальвация… Если ценность – украсть и убить, то Казахстан достиг дна… Не в мечеть ходил в поисках истины, а обращался к аферистке, которая драла с него в три шкуры. О чем это говорит? Увидели красивую жизнь и растеряли и себя и страну, вырастив такую элиту», — пишут в сосетях.
В казахстанских СМИ появился материал с высказыванием писателя Кәдірбека Сегізбайұлы о суде над экс-министром Куандыком Бишимбаевым:
«У казахов есть поговорка: «Отвечай головой за то, что делаешь руками». Бишимбаев был образованным гражданином, который в раннем возрасте стал министром. У меня в голове не укладывается это преступление, в любом случае наказание должно быть суровым. Общество, которое наблюдает, как самые жестокие преступники избегают тяжелых наказаний, становится ожесточенным», – заключил писатель.
Хорошо, если бы это правильно поняли люди, которые сегодня ночуют на крыше домов и койко-местах в спортзалах местных школ. Им уже надоело слушать «басни» про «справедливый Казахстан» и ждать обещанного благополучия.
Правила комментирования
comments powered by Disqus