Их судьбы накрепко переплетены с краем, в котором они родились и выросли, и со страной, где обрели душевный причал. Вдали от дорогих сердцу городов они сохранили память о залитых летним солнцем тихих улочках и запахе лепешки, только что испеченной соседкой, делившей ее между бегающими во дворе детьми. Россия стала для них вторым домом, приняв их по-матерински заботливо.
Тихая гавань
Елена Алексеевна Штанина в июне отметит свой 101-й день рождения. В уютном доме дочери Надежды, с которой она живет, соберутся внуки и правнуки. В Россию, к дочери Надежде, Елена Алексеевна переехала из Тахиаташа, города энергетиков, который находится в получасе езды от столицы Каракалпакстана – Нукуса. В Тахиаташ из казахстанского села Мариинское, что в Акмолинской области, 17-летнюю Елену привез дядя, родной брат ее отца. После смерти жены отец поселил в доме новую хозяйку, но мачехе не было дела до детей мужа – у неё подрастали свои. Девушка строила планы на будущее – мечтала получить образование, но вместо этого ей пришлось идти работать. В 1941 году Елена вышла замуж за радиста речного пароходства, где сама числилась телефонисткой. В июле Виктор Палагин ушел на фронт, оставив девятнадцатилетнюю Леночку одну, а в 1943-м она забрала его из госпиталя: без обеих ног, с тяжелым ранением в голову. Их семейное счастье было недолгим. Виктора не стало через несколько месяцев после возвращения домой, он не увидел первенца – Анатолия, который появился на свет в марте 1944 года.
Несколько лет спустя Елена Алексеевна снова встретила свою любовь – Ивана Штанина, фронтовика, прошедшего всю войну, вернувшегося домой с медалями и орденами. У Анатолия появились две сестры и брат, а их мама, выйдя на заслуженный отдых, продолжила работать, уволилась, когда ей исполнилось 70 лет. Одна из должностей – директор крупной оптовой торговой базы «Узобувьторга».
В сфере торговли Елена Алексеевна, уйдя из речного пароходства, проработала почти всю свою жизнь.
Решение приехать в Россию она приняла в 2000 году, четверо ее детей на тот момент уже перебрались в Казахстан. Вместе с дочерью, ее супругом и их детьми они несколько лет прожили в общежитии для семей военнослужащих, а в 2008 году переехали в собственный дом в Петергофе.
«Я полюбила этот город, а он – меня, мы с легкостью нашли с ним общий язык, – улыбается Елена Алексеевна Штанина. – В марте участвовала в выборах президента, голосовала за будущее своих внуков, России, ставшей моей тихой гаванью. Часть меня осталась в Узбекистане, там, где лето приходит в апреле, а на Новый год соседи входят в твой дом без стука. Три страны прошли через мое сердце, оставив в нём самый глубокий след».
«В России я в своей среде»
Для Камола Халмурадова Россия открылась в 2011 году.
Они «вместе» 13 лет, за это время она стала ему ближе и роднее.
«Из Ташкента я прилетел в Санкт-Петербург. Для меня, выросшего в краях, где солнце греет круглый год, оказаться в пасмурной Северной столице, где в 9:00 еще темно, было немного страшновато, – делится Камол. – Но постепенно я стал привыкать, так как по натуре человек легкий на подъём, ищущий приключений и любитель путешествовать!»
В Ташкенте Камол работал журналистом, профессию свою любил, в России планировал продолжить репортерскую деятельность.
Но в редакциях, куда он приходил со своим резюме, требовался не только опыт, но и вид на жительство, которым Камол тогда не обладал.
«Тогда и решился попробовать себя в кулинарии, это моя вторая специальность, которая всегда меня выручала. Будучи еще в Ташкенте, я работал в ресторане, на кухне. Но потом забросил это дело, так как начал усердно заниматься журналистикой, – рассказывает Камол Халмурадов. – В России мои навыки приготовления блюд даже очень пригодились. Конечно, были взлеты и падения, не всё и всегда гладко и ровно. Но сдаваться я не собирался».
Камол признается, что объездил почти всю страну – сбылись мечты искупаться в озере Байкал, в Чёрном море, увидеть северное сияние.
«Почему я решил остаться в России? Да потому что я вырос в советской среде, где читали Паустовского, который на своем особенном, звонком языке описывал русскую природу. Смотрел фильмы, в которых оживал быт русского села. В России я оказался в своей среде, – продолжает Камол. – Конечно, Родину я очень люблю. Скучаю по милым сердцу местам и часто приезжаю домой. Моя семья живет в Ташкенте. Мои супруга и дети тоже часто путешествуют по России. Сейчас я работаю шеф-поваром в нескольких заведениях общественного питания в Череповце. За 13 лет, что я нахожусь в России, я вырос в профессиональном плане. Окреп».
Камол поставил себе цель – научиться готовить локальные блюда каждого региона.
«Например, самые вкусные щи – оказывается, их варят на Вологодчине. Борщ меня научили вкусно готовить краснодарские повара – такой, со шкварками. А чтобы научиться «делать» вкусные хинкали и хачапури, специально ездил в Кутаиси, в Имерети. Моя команда – многонациональная семья. Есть повара из стран Центральной Азии, местные профессионалы своего дела. Мы все делаем нашу общую работу. Работу, которую любим», – говорит Камол.
Лучшая для него награда, признается наш герой, – это слова посетителей ресторана, которые говорят: было вкусно! Камол продвигает не только узбекскую кухню, но и свою, авторскую, состоящую из блюд разных народов мира. Он мечтает найти связь между разными цивилизациями и изобрести что-то особенное и необычное.
Оренбуржье, согревшее теплом
В Оренбуржье семья Натальи Акашевой переехала почти четверть века назад. Родители Натальи и два ее брата, Алексей и Валентин, перебрались в эти края из Каракалпакстана. Там, в Нукусе, остались все, с кем в свое время делили радости и печали.
На новом месте пришлось испытать немало трудностей, начинать всё с нуля, искать работу и налаживать быт.
«Благо были все вместе, а рядом – добрые, отзывчивые люди. Вышла замуж, свои семьи создали братья. Появились дети, – вспоминает Наталья Владимировна. – В 2008 году случилось несчастье: муж разбился на своём автомобиле вместе с дочерью. Супруг погиб, а я начала поднимать дочь из инвалидного кресла. Травмы были очень серьёзные. Помог опыт работы в хирургическом отделении Нукусской городской больницы. На помощь пришли друзья и соседи. Через год не стало папы, мама осталась одна. Долгих семь лет мы уговаривали её переехать в моё село. Сейчас она живет рядом с нами».
Наталья рассказывает, что местная администрация поддержала ее семью в самые непростые для неё дни. Помогла отстоять у банков единственно жилье, которое могло уйти в счет невыплаченных кредитов.
«Со временем оплатила часть ипотеки, кредиты. Свою помощь оказали юристы, всем миром, что называется, нашли выход из сложной ситуации, – продолжает Наталья Акашева. – Оставшись одна с тремя детьми, получила высшее экономическое образование, водительские права, научилась водить машину».
Сейчас Наталья работает в региональном отделении «Альфа-банка» менеджером по развитию проектов. Помогает людям становиться предпринимателями, заняться бизнесом.
В свой отпуск старается отдохнуть с детьми на море, сводить дочерей на экскурсии. Занимается бытовыми вопросами мамы, ездит в гости к братьям, которые живут в одной с ней Оренбургской области.
«Жизнь продолжается, здесь, вдали от родного края, я обрела новых друзей, себя, нашла свое призвание. Когда по праздникам приходят друзья, соседи и коллеги, накрываю праздничный стол, где в обязательном порядке плов или бешбармак, корейские салаты, баурсаки. Своих дочерей воспитываю в традициях, которые нам в Узбекистане прививали с детства, – гостеприимство, уважение к старшим, готовность всегда быть рядом с теми, кто нуждается во внимании и заботе. Так мы жили на Родине, так живем в Оренбуржье, согревшем нас своей любовью и теплом», – делится Наталья.
Наталья всегда рада весточке из города своего детства. Бывшие одноклассники присылают в группу фотографии памятных ее сердцу уголков, их школы, изменившейся, похорошевшей за последние годы столицы Каракалпакстана.
«Моей судьбой стала Россия. Моя мечта – побывать в родных местах, показать своим детям мой Нукус, куда по-прежнему рвется моя душа», – признается Наталья Акашева.
Правила комментирования
comments powered by Disqus