Бывший кандидат в президенты страны, глава партии “Миллий тикланиш” Алишер Кадыров вновь решил поспекулировать на языковом вопросе.
На словах он согласился со спикером российской Госдумы Вячеславом Володиным, который заявил, что трудовые мигранты должны знать русский язык. И мгновенно всё перевернул.
“Но это не значит, что что русские, живущие в Узбекистане, не должны знать узбекский язык!”, – заявил политик в своем ТГ-канале.
Во-первых, Володин об этом не говорил, во-вторых речь шла о сфере трудовых отношений в России, о весьма минимальных требованиях, чтобы человек мог выполнить самую простую работу-от повара до таксиста.
Вице-спикер узбекского парламента, как обычно, «забыл», что первый закон о гражданстве в Узбекистане при Каримове не требовал знания узбекского языка. Это стало обязательным в новой редакции закона от прошлого года. И только для вновь получающих узбекской паспорт.
Скажем, для иностранцев. Но большинство русской диаспоры с узбекским гражданством себя иностранцами не ощущают. Сколько они сделали и делают для развития страны-лучше не считать, цифры могут, мягко говоря, удивить.
По словам Кадырова, все граждане в Узбекистане должны знать государственный. Правильно, ему учат в школе, вузах еще с 1925 года, когда на свет появилась Узбекская ССР. Но как? Этим Кадыров почему-то не озабочен. И предпочитает запрещать и указывать, так, конечно, легче.
По Конституции, впрочем, государство ОБЯЗАНО создать все условия для функционирования языков национальных меньшинств. Оно старается-открыты русские, казахские, киргизские, каракалпакские, таджикские школы. А вот парламентарий предлагает не обслуживать своих граждан в казенных заведениях, если он не знает узбекский. Это как?
За Кадыровым давно закрепился статус борца с русским языком. Хотя на практике это смотрится как дискриминация своих же граждан по национальному признаку. Так можно далеко зайти. Примеры неонацистской Прибалтики, несчастной Украины-тому яркое свидетельство.
Положительные примеры следует брать опять-таки из Узбекской ССР. Когда везде и все было на двух языках. И никто при этом не заморачивался, не возмущался, не чувствовал себя ущемленным, не выходил на протесты.
Тезис о засилии русского языка совершенно ложен. Никто силой не забирал в Россию 50 тысяч узбекских студентов, получающих там образование на удобном для них языке. Никто палкой не загоняет в русские классы в самой республике. Никто под пистолетом не заставляет смотреть российское ТВ и серфить по интернету на языке Пушкина.
На днях прошло знаковое совещание в администрации президента. Речь шла о подлинной свободе для СМИ, о создании интересного привлекательного контекста на узбекском языке. Это-практически о новой языковой среде. И кто мешает?
Правила комментирования
comments powered by Disqus