Средняя Азия через 10 лет
В мире realpolitik, который все более становится реальностью, формальные границы перестают быть неприкосновенными. Если страна неспособна их защитить, то изменения происходят довольно скоро и кардинально. Ни одна из среднеазиатских республик в ближайшие 10-15 лет даже теоретически не будет к этому готова в новых условиях. Одновременный удар руками исламистов извне и изнутри выдержать или отвести не удастся, когда, именно когда, а не если, решение будет принято. Слишком велика доля салафитов среди населения, высоко социально-экономическое напряжение, сильна деградация и слабы местные власти.
Ключевыми условиями для физического выживания в ближайшие годы для большей части развивающихся территорий будут: пресная вода, продукты питания и энергия. Современная численность населения Средней Азии все ближе подбирается к пределу для данной территории при существующем развитии технологий и логистики. Ни одна из республик в ближайшие годы не будет способна взять весь регион под контроль и перейти к централизованному планированию и распределению ограниченных ресурсов, а без этого территорию ждет социально-экономическая катастрофа, стоит лишь начаться проблемам вовне.
России, Китаю и Ирану в ближайшие годы будет не до Средней Азии, для ограниченного, оперативного вмешательства вопрос слишком велик, сложен и долгосрочен. Ни одна из внешних стран не будет готова направить на постоянной основе, на годы контингент в несколько сотен тысяч человек для контроля и наведения порядка, а также выделить ресурсы для поддержания минимального уровня жизни нескольких десятков миллионов человек, которые очень негативно отнесутся к утрате "независимости". Поддерживать на самоокупаемости не выйдет, все что есть ценного, местные отдают сами и добровольно в рамках торговли.
На рисунке плотности населения хорошо видны пригодные для жизни земли - отроги горных хребтов, расположенные в юго-восточной части региона, реки в меньшей степени. Все остальное – Туранская низменность (в широком смысле) – антропологическая пустыня, и малонаселенные территории, которые станут неподходящими в условиях катастрофы. При социально-экономическом и религиозном взрыве в Средней Азии, государства и границы очень быстро падут. Исламистов не волновали этнические и традиционные границы в Сирии или Афганистане, так с чего бы им меняться.
Территории с высокой плотностью населения, сформируют единое пространство, разделенное на множество султанатов, эмиратов, племенных территорий и т.д., где легитимность власти будет определяться силой оружия. Отдельные анклавы (стратегические объекты, месторождения, маршруты и т.д.) будут поддерживаться в порядке, в первую очередь за счет военной помощи и поставок оружия внешними силами (Россия, Китай, Иран), другие станут рассадником анархии. Уровень жизни упадет кратно, даже относительно текущего низкого уровня, стремясь сравняться с Афганистаном.
Население в Ферганской долине и вдоль рек, где есть сельское хозяйство, вода и электричество, останется на месте, им есть, что терять. Они будут надеяться, что проблемы сами рассосутся и никто не будет трогать лишний раз простых работяг и крестьян. С малонаселенных территорий, которые неприспособлены для жизни в условиях разрушения связанности, а защищаться от бандитов на которых сложно, люди просто побегут. Одни переместятся ближе к горам, в надежде выжить, усиливая катастрофу, другие будут искать спасения в соседних странах.
Несколько лет назад, можно было с уверенностью сказать – Россия не сможет отказать и примет миллионы беженцев, но времена изменились, мир стал другим. Даже в отношении населения бУкраины вводятся жесткие фильтрационные мероприятия, чего уж говорить тут. Первые беглецы еще успеют проскочить, но их будут отлавливать и проверять, а вот для остальных будут сооружены границы и лагеря беженцев на севере Казахстана. Развертывание начнется при первых сигналах, благо опыт будет.
Будем надеяться, что к тому времени принципы фильтрации будут отлажены и отработаны, да и происходить будут не на коренной территории, ведь делать так в разы проще и дешевле, чем у себя. Пройдет 2-3 года после начала катастрофы и Средняя Азия преобразится:
▪️ Россия, Китай и Иран будут контролировать приграничные, буферные территории, поддерживая там некий порядок, проверяя, фильтруя беженцев, создавая минимальные условия для жизни;
▪️ горные территории и отроги станут архаичным, единым пространством, вторым Афганистаном, где правят бал исламисты и традиции, с уровнем жизни в разы ниже;
▪️ остальная территория обезлюдится, превратившись в одну большую антропологическую пустыню, передвижения по которой отслеживают;
▪️ отдельные месторождения и стратегические объекты будут продолжать существовать в виде анклавов при поддержке армий внешних игроков, ЧВК или местных банд / племен (как в Сахаре).
Описанный вариант будущего – естественный аттрактор для региона, каким он станет в первой половине 30-х годов. Исправить траекторию движения очень сложно, а вот ускорить падение может любой резкий шаг, вроде очередного бунта в попытках получить власть, или желание британцев и турок сделать пакость России, Китаю и Ирану, взорвав эту пороховую бочку.
И, да, в русском языке и отечественной геополитике существуют устойчивые обозначения – Средняя Азия, Закавказье, "на Украине" и т.д., кому не нравится, может смело идти с миром, потакание комплексам в другом месте….
Правила комментирования
comments powered by Disqus