90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Таджикистан и Кыргызстан используют водные ресурсы как рычаги давления

06.02.2013 16:23

Экономика

Таджикистан и Кыргызстан используют водные ресурсы как рычаги давления

Вода – это жизнь. Поэтому вопросы справедливого и разумного управления водными ресурсами, особенно трансграничных рек, во всем мире приобретают сегодня весьма актуальное значение, поскольку от этого зависит дальнейшее развитие государств, благосостояние населения, а главное — его существование и безопасность.

Но как показывает анализ, эти факты мало волнуют руководителей соседних государств, расположенных выше по течению трансграничных рек, которые инициировали проекты строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане и каскада Камбаратинских ГЭС в Кыргызстане. Из-за высокой сейсмоопасности данной местности и непродуманности самих проектов подвергаются серьезной угрозе благополучие целого региона, жизни и здоровье десятков миллионов людей.

В качестве главного аргумента они приводят тот факт, что независимым государствам на нынешнем этапе развития необходимо наращивать свой энергетический потенциал, и такие крупные объекты, по их убеждению, не причинят вреда соседним государствам. Однако у подавляющего большинства независимых экспертов свой взгляд на этот вопрос.

Специалисты утверждают, что возведение Рогунской гидроэлектростанции — дорогостоящее мероприятие и к увеличению производства сельскохозяйственных культур не имеет никакого отношения. Естественно, у Таджикистана не может быть иного варианта для окупаемости данного объекта, как его использование в энергетическом режиме круглый год. Таким образом, таджикские гидроэнергетики почти вдвое увеличат годовую энергоотдачу, а также поднимут зимнюю энергоотдачу каскада Вахшских ГЭС выше летней и соответственно снизят летние пропуски воды в государства низовья.

Также строительство Рогунского водохранилища и его эксплуатация в энергетическом режиме отрицательно скажется на обеспечении питьевой водой населения, проживающего в низовьях реки. Произвести накопление пресной воды в Капарасском водохранилище будет практически невозможно. Во время сокращения стока увеличится минерализация воды в реке, вследствие чего ухудшится качество подземных вод, питающихся поверхностными водами, возникнет критическое положение с сокращением их запасов питьевого качества, что может повлечь за собой угрозу полного выхода из строя питьевых водозаборов из местных источников, расположенных в нижнем течении реки и каналов, а это повлечет еще и большие необоснованные финансовые затраты, связанные со строительством новых водохозяйственных объектов.

По мнению авторитетных специалистов, уменьшение расходов воды летом повлияет на гидрохимический режим и минерализацию речной воды, что в свою очередь вызовет наращивание объема накопления солей на орошаемой территории. Исключенные из сельхозоборота орошаемые земли станут аккумуляторами солей, которые превратят бесструктурные земли низовьев Амударьи в пухлые солончаки, а соли будут развеиваться по всей окружающей территории, усугубляя и без того неблагоприятную эколого-мелиоративную обстановку в регионе.

Примером последствий подобного рода необдуманных действий является опустынивание территории осушенного дна Аральского моря, где солевые массы и пыль, поднятые ветром, разносятся на многие километры. При многолетнем повторении ситуации на Амударье (ненужная, избыточная вода зимой и нехватка ее летом), масштабы ущерба почвам, их плодородию могут нарастать и привести к потере земледелия в низовьях реки. Кроме того, искусственное маловодье летом в среднем и нижнем течениях Амударьи будет способствовать пересыханию русла и возникновению кризисной эпидемиологической обстановки.

Разрушение русла реки Амударьи в низовьях и сброс больших объемов воды в зимний период приведут к подъему уровня воды, затору и снижению пропускной способности грунтовых вод, заболачиванию, затоплению орошаемых земель, нанося непоправимый урон сельскохозяйственным угодьям, а также к ухудшению мелиоративного состояния и, в конечном счете, увеличению подтопления земель, затоплению населенных пунктов, городов, инженерных коммуникаций.

К сожалению, инициаторы строительства Рогунской ГЭС и каскада Камбаратинских ГЭС не принимают во внимание и несовершенство проектирования подобных гидротехнических сооружений, где на практике не уделяется должного внимания влиянию крупных водохранилищ на геостатическое равновесие.

Общеизвестно, что такие гигантские объекты могут в корне изменить геостатическое равновесие местности за счет многотонной массы плотины и других сооружений, огромной массы воды, наращивающейся со временем от тяжести наносов, заиляющих водохранилища и т. д. Земная кора, как правило, состоит из множества тектонических блоков, и сосредоточение такой непосильной нагрузки на них может стать причиной их смещения, сопровождающегося землетрясениями.

В своем выступлении на заседании саммита ООН «Цели развития тысячелетия» в Нью-Йорке Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов отмечал, что любое уменьшение притока рек Амударьи и Сырдарьи — это кардинальное нарушение и без того хрупкого экологического баланса во всем обширном регионе. И в этих условиях любые попытки реализовать проекты, которые были разработаны 30—40 лет назад еще в советский период по возведению в верховьях этих рек масштабных гидросооружений с гигантскими плотинами, тем более, если учесть, что сейсмичность зоны предстоящего строительства составляет 8—9 баллов, — все это может нанести непоправимый ущерб экологии и явиться причиной опаснейших техногенных катастроф, свидетелями которых мы являемся в последние годы.

Вода является общим достоянием всех жителей земли, незаменимым природным ресурсом, с которым непосредственно связаны социально-экономическое благополучие населения и экологическая ситуация в целом, и использовать ее только в интересах одного государства, не считаясь с большими рисками для соседей, является прямым нарушением норм и принципов международного водного права.

В Конвенции ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 года и Конвенции ООН о праве использования международных водотоков от 21 мая 1997 года четко установлено, что все решения по использованию трансграничных рек, в том числе при строительстве гидроэнергетических сооружений, не должны наносить значительного ущерба окружающей среде, а также не ущемлять интересы сопредельных стран.

Узбекистан пока является единственным государством Центральной Азии, подписавшим оба эти документа, направленные на решение трансграничных водных проблем на основе общепризнанных норм и принципов международного права. Присоединившись к обеим Конвенциям, независимая республика доказала свое уважение и приверженность к нормам и принципам международного водного права и предпринимает конкретные меры по водосбережению и повышению качества вод рек, в том числе трансграничных, протекающих по территории республики.

В стране реформирована водохозяйственная система, осуществлен переход от административно-территориального управления водными ресурсами на бассейновое, осуществляется целенаправленная работа по бережному использованию водных ресурсов, проводится реконструкция и строительство мелиоративных объектов, ремонт и восстановление магистральных каналов, коллекторов, дренажных сетей, насосных станций, внедряются новые инновационные технологии, выделяются прямые государственные инвестиции для улучшения мелиоративных условий и развития инженерной инфраструктуры земель. За последние годы в Узбекистане также проведена значительная работа по диверсификации сельскохозяйственного производства. Взамен влагоемких хлопчатника, риса и люцерны увеличены посевы менее влагоемких — зерноколосовых, бахчевых и других культур. Принят и реализуется ряд национальных концепций, стратегий, программ, планов действий, связанных с устойчивым управлением и развитием водных и земельных ресурсов.

Однако вернемся к Рогунской ГЭС. При энергетическом режиме работы водохранилища прогнозируется существенное влияние на увеличение уже существующего дефицита воды в вегетационный период более чем на 22,2 процента. В отдельные маловодные годы разница между дефицитами в энергетическом варианте и ирригационном достигает без Рогуна 5,6 куб. км, а с Рогуном увеличится до 10 и более кубических километров. То есть разница между выработкой электроэнергии в энергетическом и ирригационном режимах возрастает почти в два раза. А это глобальные изменения, непредсказуемые последствия. Таким образом, любое вмешательство в естественное природное равновесие, которое может вызвать техногенные изменения, а строительство Рогунской ГЭС именно таковым и является, должно проходить всестороннюю экспертизу.

Как отмечалось на недавно состоявшейся Конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (Бразилия), активный рост населения, интенсивная индустриализация, глобализация, увеличение спроса на продукты питания, выработка электроэнергии — все эти виды деятельности человека оказывают давление на ограниченные природные ресурсы. Наша экосистема сталкивается с многочисленными вызовами в условиях изменения климата и масштабного загрязнения окружающей среды, дефицита водных и других ресурсов. Вода как жизненно важный и самый значимый элемент природы, несомненно, является ключевым ресурсом в обеспечении устойчивого развития, и возникающие проблемы по охране и использованию водных ресурсов вызывают общую обеспокоенность во всем мире. К сожалению, на нашей планете пригодные и доступные запасы водных ресурсов достаточно ограничены и распределены неравномерно. В современных условиях население многих стран испытывает водный дефицит и не имеет доступа к чистой питьевой воде, ограниченность водных ресурсов в отдельных государствах становится причиной нехватки продуктов питания и ухудшения условий жизни, особенно в сельской местности.

В данном контексте невольно возникает вопрос: задумывались ли инициаторы проекта хоть на миг над этими весьма убедительными аргументами, и почему так рьяно пытаются его лоббировать?

Похоже, что главная цель строительства Рогунской ГЭС и гигантского водохранилища заключается далеко не в удовлетворении нужд республики в электроэнергии (ведь такого количества электричества Таджикистану не требуется даже на далекую перспективу), а в создании эффективного «инструмента» политического и экономического давления на страны, находящиеся в низовьях могучей реки, сотни лет являющейся источником благополучия и процветания региона в целом.

Все очень просто, имея такой стратегический объект, как Рогунская ГЭС, можно, манипулируя водными ресурсами, выдвигать свои корыстные интересы, условия, требования и так далее. Это своего рода «черный чемоданчик» с кнопкой, который может привести к непредсказуемым последствиям, стать яблоком раздора между народами, сотни лет живущими в мире и согласии.

Сегодня региональное сотрудничество в области использования водных ресурсов бассейна рек Амударья и Сырдарья осуществляется в рамках деятельности Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), которая является органом Международного фонда по спасению Арала (МФСА). Члены МКВК — руководители водохозяйственных органов пяти государств региона: Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. Функцией данной организации является распределение водных ресурсов рек Амударьи и Сырдарьи, утверждение лимитов ежегодного водопотребления для каждого из государств по основным водным источникам, режимов работы крупных водохранилищ.

Однако в последнее время Таджикистан и Кыргызстан, ссылаясь на отсутствие интересов энергетики при управлении водными ресурсами региона и механизма по обмену «вода — энергия», выступают за коренное реформирование как МКВК, так и всей структуры МФСА. При этом они предлагают разработку нового соглашения по МФСА, МКВК и ее исполнительных органов. Стремления соседних стран сводятся к тому, что они всячески пытаются в рамках МФСА рассматривать вопросы управления водными ресурсами региона в увязке с энергетикой и тем самым установить свою гидроэнергетическую линию диктата.

Все это является подтверждением проявления «гидроманипуляции», и такую позицию инициаторов проекта мировое сообщество не одобряет. К примеру, в ходе «круглого стола», проведенного в ноябре 2012 года в Риме на шестой сессии Совещания сторон Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, эксперт Института по защите и исследованию природы Э. Карусо, касаясь строительства Рогунской и Камбаратинской ГЭС-1, подчеркнул, что использование трансграничных рек не может быть прерогативой одного или нескольких государств, и вопрос строительства крупных плотин должен быть согласован со всеми странами бассейнов рек, особенно расположенных в низовье. Более того, использование гидроэлектростанций в верховье без учета интересов государств «низовья» и природных потребностей может иметь катастрофические последствия для населения и экономики этих стран, чего нельзя допустить. Ссылаясь на опыт стран Европы, эксперт заявил, что на сегодняшний день с учетом экологической ситуации в регионе и сейсмичности зоны строительства указанных сооружений целесообразнее возводить каскад малых ГЭС, которые более эффективны и безопасны.

Директор компании «AQ International», эксперт по водным вопросам С. Качёла в своем выступлении подчеркнул, что неразумное использование странами верховьев Амударьи и Сырдарьи водных ресурсов приводит к существенному ухудшению ситуации Приаралья. По его мнению, странам верховья необходимо учитывать интересы соседних государств, которые остро нуждаются в воде. Поэтому следует решать их совместно, основываясь на имеющемся опыте и действующих международно-правовых нормах.

Редактор итальянского журнала «La Nostra Gazzeta» Д. Симоне отметил, что уже не первый год отслеживает происходящие события вокруг строительства ГЭС на трансграничных реках Средней Азии, и выразил сожаление, что в столь важном вопросе из государств низовья рек активно участвует в основном Узбекистан. По его мнению, государствам низовья рек Амударьи и Сырдарьи необходимо осознать последствия строительства крупных ГЭС и более активно участвовать в разрешении данной проблемы.

По мнению научного сотрудника Института геополитических исследований и прикладных наук Д. Читати, водные вопросы в Средней Азии являются составной частью развития и обеспечения безопасности в регионе. Он считает, что государствам верховья трансграничных рек необходимо строго соблюдать Конвенции ООН по международным водам и заложенные в них основные принципы, в т. ч. не нанесение ущерба окружающей среде и интересам сопредельных государств при использовании рек.

Словом, современные реалии и растущие вызовы в водной сфере как в региональном, так и в глобальном масштабе показывают, что проблемы справедливого и разумного использования трансграничных водных ресурсов должны быть конструктивно урегулированы только в рамках правового режима, базирующегося на основополагающих принципах международного права. И хочется надеяться, что здравый смысл восторжествует и инициаторы гигантских новостроек энергетических объектов будут этих принципов придерживаться.

 

Источник: maxala.org

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

06.02.2013 16:23

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
417 000

заемщиков микрокредитных организаций насчитывается в 6-тимиллионном Кыргызстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31