А придумал их известный таджикский художник Закир Сабиров.
10 июля произошло важное событие в мире искусства – на конференции в Национальном музее Таджикистана были официально признаны и научно обоснованы новые направления в мировой живописи, созданные художником Закиром Сабировым 20 лет назад.
После этого состоялось открытие выставки мастера с говорящим названием «Два стиля одного художника».
После официальной конференции, на которой присутствовали представители Министерства культуры, художники и другие деятели искусств, состоялось торжественное открытие выставки работ Закира Сабирова, под аккомпанемент струнного квартета музыкантов консерватории.
Известный художник, в сопровождении замминистра культуры, директора Национального музея и других официальных лиц перерезал красную ленточку и представил гостям мероприятия каждую свою работу.
За 50 лет творческой деятельности Сабиров писал картины в различных жанрах, что вероятно помогло ему придумать собственные «нурворизм» и «танворизм».
«Мне очень приятно, что придуманные мною направления живописи стали достоянием Таджикистана. Сегодня прошла конференция по поводу принятия двух, созданных мною стилей «нурворизм» и «танворизм» - спустя 22 года после того, как я показал их в Таджикистане, а затем и во всём мире.
Все страны давно приняли эти направления, и, наконец, они приняты и научно обоснованы на родине, чему я очень рад. Теперь «нурворизм» и «танворизм» стали собственностью государства и нации, а проще говоря, достоянием республики.
Вот только запатентовать их, к сожалению, нельзя – у нас этого нет», - делится эмоциями Закир Сабиров.
На выставке, которая продлится до 20 июля представлено более 120 работ художника, написанных как в новых, так и в более привычных нам жанрах: пейзаж, портретная живопись, сюжетно-психологические произведения, сценические эскизы и прочие.
«Два стиля одного художника»
Первый стиль, придуманный Закиром Сабировым 22 года назад, называется «нурворизм» (параллелизм). Название происходит от таджикского слова «нурвор» - светозарный или лучезарный, то есть содержащий множество пространственных лучей.
Это не просто жанр, а особое видение окружающей реальности.
Мы привыкли, что пространство заполнено событиями, людьми и всевозможными предметами, но наоборот – привычные зримые образы сотканы из многослойности пространств, а это уже новый стиль, течение и направление в искусстве.
«Нурворизм» – отрицание понятия фиксированного плана в изображении, а незафиксированность просматривается во всей картине, тяготея к асимметрии и космическому хаосу. Стиль может сочетаться с любыми жанрами изобразительного искусства, и был использован автором в монументальной и станковой живописи, сценических декорациях и костюмах, и, по его мнению, возможен даже в архитектуре.
Художник признаётся, что создал «нурворизм» в 1997 году после многолетнего опыта в театре оперы и балета, ухода в бизнес и возвращения к творчеству, что стало своего рода перерождением и переосмыслением собственного творчества.
Так, став свободным художником, спустя два года Закир Сабиров изобрёл второй стиль живописи, что, по словам автора, ранее не удавалось сделать ни одному художнику в масштабе мировой культуры.
«Танворизм» (материализм) – от таджикского слова танвор, был рождён трансформацией материи (ткани), которая окружает нас в виде одежды, занавесей и покрывал. Принимая различные формы, она способна выразить любую творческую мысль и идею. Этот стиль раскрывает существование мира в деталях, невидимых человеческому взору.
Ирония, гротеск и прочие способы выражения дают возможность идейно-эстетической оценки, а также рассматривают отражение внутреннего мира человека и предметов, преломленных в тканях. В этом есть особая философия: если мысленно растянуть любой фрагмент ткани, то вместе со складками исчезает любой предмет, изображенный на материи. Таково официальное описание «танворизма».
Прежде чем представить новые направления живописи таджикскому и мировому художественному сообществу, Сабиров никому их не показывал – чтобы никто не перенял и не выдал за собственные идеи.
Однако прошло много времени, работы автора доступны в интернете, но пока никем не воспроизведены. По словам мастера, чтобы научиться «нурворизму» и «танворизму», надо, в первую очередь, «вылезти из шкуры», то есть освободиться от всех привычных канонов живописи. Основной целью создания новых направлений, автор считает служение национальной художественной культуре и новаторство в мировых тенденциях живописи.
Подготовка к выставке, организованной по инициативе Министерства культуры заняла около десяти дней – большинство картин были привезены художником из мастерской, но есть среди них работы, находящиеся в государственном фонде Национального музея.
В его картинах есть проявления трагического и комического, а также гротеска, например, четко отражённого в утрированном образе социального зла в картине «Холокост».
Также художник высмеивает социально-опасные пороки в картине «Банкрот», совмещая трагическое и комическое.
Для каждого сюжета Сабиров подбирает собственный, присущий именно данной композиции колорит, для глубины раскрытия содержания.
ДОСЬЕ «АЗИЯ-ПЛЮС»:
Закир Сабиров родился 16 июня 1951 года, окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии в 1976 году, после чего до 1992 года работал художником-постановщиком Государственного академического театра оперы и балета им. С. Айни.
Был членом Союза художников СССР. С 1981 по 1983 годы побывал в творческой командировке в Алжире.
В годы гражданской войны (1992-1997) художник временно оставил творческую деятельность и был директором собственной фирмы «СОЗ». Затем, подустав от бизнеса, Сабиров вернулся к творческой деятельности и стал свободным художником – создателем новых направлений живописи.
С 2012 по 2015 годы работал дизайнером в Национальной библиотеке.
Работает в жанрах станковой, театральной, монументальной живописи (в Пенджикенте несколько зданий украшены его мозаикой), а также графики и архитектуры.
Картины Закира Сабирова неоднократно были представлены на международных выставках, а интеллектуальные и творческие усилия получили признание в мировом художественном сообществе – он был удостоен ряда наград и медалей, и в числе прочих регалий, носит звание почётного академика Российской академии художеств.
В 2020 году Сабиров был единственным представителем Таджикистана на межконтинентальной художественной выставке «ООН – символ жизни, свободы и счастья».
Правила комментирования
comments powered by Disqus