На протяжении нескольких лет жаркие и засушливые летние месяцы в России и странах Центральной Азии сопровождают нашествия саранчи. «Ритм Евразии» три года назад уже сообщал об острой проблеме с саранчой в ЦА, которая практически повторяла ситуацию предыдущих нескольких лет.
Не стал исключением и текущий год. Ещё в феврале ФГБУ «Россельхозцентр», подведомственный Минсельхозу России регулятор, провел видеосовещание со своими филиалами по ЮФО и СКФО, на котором специалисты обсудили угрозы саранчовых нашествий.
По информации аналитиков, уже тогда было известно, что в текущем году ждали увеличения популяции итальянского пруса в ряде регионов России, в том числе в Воронежской и Астраханской областях, Адыгее и Калмыкии, Ингушетии и Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании, Чечне, Башкирии, Оренбургской и Челябинской областях, на Алтае и в Новосибирской области. Прогнозировали также риск массового размножения и увеличения численности марокканской саранчи в Дагестане.
«При благоприятно складывающихся погодных условиях численность вредителя будет нарастать в местах ежегодного массового проявления саранчовых. <…> Сохранится опасность перелетов саранчовых между отдельными южными регионами вследствие накопления саранчовых в заповедниках и заказниках, обработки пестицидами на территории которых запрещены», – говорилось в прогнозе регулятора.
Согласно сведениям прошлого года, коэффициент заселения личинками в летний период составлял 0,25 (в 2022 г. – 0,01). Ввиду таких показателей обработки против саранчовых, как и в 2022-м, не проводились. Превентивных мер чиновники почему-то предпочли не проводить.
Прогнозы сбылись в Казахстане и не только
Сложная ситуация сложилась и у соседей. Первыми начали бить тревогу в Казахстане. Здесь сразу после мощных весенних паводков начался жаркий летний период, и с наступлением засухи фермеры стали жаловаться на нашествие саранчи.
В начале июля республиканский оперативный штаб по проблеме саранчи, во главе которого стоит вице-премьер РК Серик Жумангарин, изучил ход борьбы с саранчовыми в республике, которая идёт практически с конца мая.
«Мы никогда ранее не сталкивались с такими огромными площадями распространения саранчи, как в этом году. И все мы недооцениваем возможные последствия ее распространения. Поручаю Комитету госинспекции МСХ немедленно завершить все процедурные вопросы и направить всю необходимую технику в регионы, где она нужна», – отметил вице-премьер.
Масштабы нашествия вредителей зашкаливали. За первый летний месяц в Туркестанской области, помимо обработанных 260 тыс. гектаров, специалисты выявили другие участки распространения более чем на 50 тыс. га.
В этой связи отметим, что Министерство сельского хозяйства Казахстана направило в июне правительству России письмо с просьбой усилить контроль за распространением саранчи на приграничных территориях.
По отчетам казахстанских чиновников, к середине июля химическая обработка была проведена на площади 2 млн га, что составляет 77,4% от запланированного. Обработку от итальянского пруса провели в Абайской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Кызылординской областях, частично – в Акмолинском и Северо-Казахстанском регионах.
Минсельхоз РК давал прогноз на нынешний год, что саранчи будет в полтора раза больше, чем в прошлом, просил увеличить финансирование на борьбу с ней. Кабмин выделил 8,1 млрд. тенге и с июня стал настаивать на полном контроле над ситуацией.
Чиновники саранчу победили, а фермеры победы не заметили
Но до такого контроля еще далеко. На местах аграрии продолжают страдать от полчищ прожорливых насекомых. Фермеры без обиняков заявляют, что саранча буквально льётся с полей. Люди вспоминают, что прошлогодние «набеги» также нанесли ощутимый ущерб фермерским хозяйствам, которые Минсельхоз так и не признал.
Никаких компенсаций аграрии не получили, как не верят в её получение и в этом году. По словам местных фермеров, ситуация повторяется, поскольку плохо обработали от вредителей именно государственные угодья. «В прошлом году (саранча распространилась. – Ред.) по вине тех, кто там работал. Где травили, огрехи оставались, и саранча появилась. Было нашествие. Я их за руку водил, показывал, доказал. Они обработали земли государственного земельного запаса, надо было опрыскивать 350 метров, а они всего 80 метров покрывали», – приводит один из местных порталов слова фермера Кайрата Райсова.
На предупреждения чиновников селяне отвечают иронично, мол, как не быть пику нашествия, если обработку вовремя не сделали. «Катастрофа уже случилась. Потому что сейчас с полей льется саранча. Я заявил, но только через сутки газогенератор приехал, а еще двое суток они должны все обследовать, давать координаты, где травить», – уточняет фермер.
Нет точного понимания, как должны компенсироваться потери. Централизованной системы нет: местная власть пеняет на министерство, министерство – на акиматы. А в проигрыше – фермеры.
Россия в борьбе с саранчой
Прогнозы российских синоптиков и биологов тоже оправдались. Приходят сводки по южным и центральным регионам о вспышках саранчовых набегов. В частности, на Кубани в этом месяце выявили более 50 очагов заражения саранчой. Эксперты полагают, что опасный вредитель будет и далее расширять зону поражения.
В Краснодарском крае фиксируют колонии азиатской саранчи на территории свыше одной тысячи гектаров. Жаркая и сухая погода, а также специфические условия региона способствуют размножению вредителей. Саранчу зафиксировали в пяти районах плавневой зоны Кубани. Сразу после обнаружения обработали 138 га в Приморско-Ахтарском, Калининском и Славянском районах.
Режим повышенной готовности из-за нашествия азиатской саранчи ввели власти трех районов Астраханской области. Учёные успели подсчитать, что за сутки рой в миллион особей съедает около 20 тонн растительности, таким количеством можно накормить поголовье в три тысячи овец. Местные жители делятся в соцсетях эпичными кадрами, на которых насекомые, сбившись в огромный рой, атакуют поля, пастбища и огороды.
Специалисты в Дагестане сообщили о марокканской саранче. Этот вид гораздо меньше сородичей из Центральной Азии, но не менее прожорливый. Как отметил местный фермер Магомед Кунниев, «одна земля остается после них, потом два-три года трава не растет».
Помимо южных районов, пришла саранча также в Оренбургскую область, опасаются её появления и в Тюменской области, поскольку север Казахстана рядом.
Таджикистан уверен, что справился с проблемой
Уже в начале июня власти Таджикистана заявили о том, что опасность распространения саранчи в республике исчезла во всех регионах. В наиболее проблемном Пяндже завершались профилактические работы.
Именно в Пянджском районе Хатлонской области, самом южном и граничащем с Афганистаном, первыми забили тревогу после появления стай саранчи. Затем она распространилась на другие близлежащие и даже дальние районы области. Всего, по информации чиновников, от прожорливых насекомых пострадали более 47 тыс. гектаров.
Профильные ведомства отчитались, что сегодня главной задачей остаётся обнаружение источников распространения и гнёзд саранчи, где она вновь спаривается и откладывает яйца. Всего противопаразитную обработку произвели на площади порядка 42 тыс. гектаров.
Киргизию полчища саранчи не миновали
Коснулась проблема прожорливых орд и Киргизии. В начале июня борьба с саранчой уже приобрела массовый характер. В своём комментарии глава областного управления химизации, защиты и карантина растений Минсельхоза КР Кайратбек Садыков отметил: «Мы никогда ранее не сталкивались с такими огромными площадями распространения саранчи, как в этом году. В четырех районах Джалал-Абадской области саранча поразила более 26 тысяч гектаров земли».
Чиновник уточнил, что на пастбищах высадилась саранча марокканского и итальянского видов. К. Садыков подчеркнул, что в прошлом году пораженных саранчой площадей было гораздо меньше. Текущим летом борьба приобрела общенациональные масштабы. С конца апреля всего специалисты обследовали 39 тыс. проблемных гектаров. Работы по очистке и химической обработке завершены на 98%, опасное насекомое не успело подобраться к сельскохозяйственным угодьям.
В Узбекистане саранча удивила налётом на Ташкент
Не обошлось без проблем с саранчой и в Узбекистане. В начале июня власти Бухарской области сообщили о нападении вредителей. Чуть позже небольшие стаи насекомых стали замечать в Ташкенте, что совсем уж бывает редко. Они кучковались, залетали в жильё, салоны авто, их даже обнаруживали в женских сумочках.
Как сообщила глава пресс-службы Агентства по карантину и защите растений Сабина Садинова, в городах саранчу можно встретить очень редко, поскольку здесь наиболее неблагоприятные условия для размножения опасного насекомого. В Ташкент, вероятнее всего, отдельные особи занесло ветром.
Что касается Бухарской области, то её площадь составляет 39,4 тыс. кв. км, из которых более 80% – это пустыня Кызылкум. Здесь повсеместно растут пустынные растения: саксаул, юльгун, кандым, терескен, которые привлекают прожорливых «кузнечиков».
Энтомологи отмечают, что в Узбекистане обнаружено более 200 видов саранчи. Есть среди них одиночные и стайные виды. Борьбу профильные ведомства направляют каждый год на самые опасные и активные виды – саксаульную горбатку, марокканскую и оазисную саранчу. Благоприятный для размножения опасного насекомого климат республики заставляет ежегодного уделять особое внимание выявлению и уничтожению очагов саранчовых стай.
Востребованы коллективные меры
Беспрецедентное нашествие саранчи в ряде регионов России и стран ЦА стало стимулом для профильных министерств, ведомств и научных учреждений государств СНГ, чтобы ускорить подготовку проекта соглашения о сотрудничестве государств Содружества по предупреждению развития саранчовых вредителей.
На заседании экспертной группы по рассмотрению проекта присутствовали представители Армении, Белоруссии, Казахстана, России, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана. Хочется надеяться, что общими силами страны-союзницы найдут решение давней проблемы. Напомним: последний глобальный кризис с нашествием саранчи зафиксирован в 1999-2000 гг. Это был самый мощный удар по растительности за предшествовавшие 25 лет. Прошло больше двух десятилетий, но, как видим, проблема все так же актуальна.
Правила комментирования
comments powered by Disqus