Памятник, установленный в Усть-Каменогорске на месте братской могилы захороненных жертв гражданской войны, венчает пятиконечная звезда. И как бы ни раздражало это казахских националистов, после реставрации она занимает прежнее место.
Почему делаем акцент на данной детали? С учетом абсолютно варварского сноса памятника Владимиру Ленину в городе Зыряновске (не хочется называть его на современный лад Алтаем, ведь переименовывали город, не спросив жителей) и на фоне уничтожения аллеи с гипсовыми изваяниями деятелей в Семее – в Казахстане наметилась устойчивая тенденция избавления от любых следов нашей общей советской истории.
Жертвы колчаковского террора и местных атаманов
Братская могила появилась на берегу Иртыша в 1919 году после восстаний в Усть-Каменогорске, селе Караш и Курчумском районе. В 1930 году сюда подзахоронили также погибших красноармейцев, которые участвовали в подавлении так называемого Толстоуховского мятежа 1930 года.
– Так на берегу Иртыша появились четыре группы захоронений, – рассказывает заведующая отделом современной истории Историко-краеведческого музея Усть-Каменогорска Зинаида Надыкто. – Наиболее массовые захоронения происходили в 1919–1920 годах, это были жертвы колчаковского террора – участники восстания в местной тюрьме, а также подпольщики Самарского и Курчумского районов. Всего захоронено 195 человек.
Нынешний памятник, о котором идет речь, был открыт в Усть-Каменогорске 4 июня 1951 года. Он посвящен не только памяти замученных колчаковцами жертв, но и 30 большевикам, расстрелянным по приказу атамана Анненкова в Семипалатинске. Ну и конечно же, мемориал прочно связывают с именем первого председателя Совета депутатов ВКО Яковым Ушановым. Его сожгли в топке парохода «Монгол». Улица, которая берет начало от данного памятника, еще не так давно носила его фамилию. Но затем получила другое название – Казахстан.
Высота памятника вместе с постаментом составляет 5,28 м. На опорной стене монумента мемориальная доска с фамилиями захороненных в братской могиле. В 1987 году памятник был реконструирован, и с тех пор работы по поддержанию его внешнего вида практически не проводились.
«Байтерек» вместо памятника?
В 2024 году памятник решили отреставрировать. Почему именно сейчас? Возможно, потому что по некоторым оценкам гражданская война в регионе завершилась в 1924 году, хотя кто-то из исследователей датирует окончание оной и вовсе 1926 годом, когда было окончательно разбито туркестанское басмачество
В рамках реконструкции площади была уложена современная плитка. Рядом с памятником установили удобные лавочки, провели освещение. И теперь здесь может собираться молодежь, попутно изучая историю родного города.
Однако не всем реставрационные работы пришлись по вкусу.
– Вместо памятника надо было установить Байтерек, – прокомментировал благую новость о реконструкции некий провокатор, подписавшийся как Кет.
У этого комментария есть предыстория. Памятник стоит рядом с мостом через Иртыш, при спуске с которого автомобили заезжают на кольцо и едут по правилам кругового движения. В центре этого кольца и был установлен Байтерек – сразу после того, как такой же символ появился в центре Астаны.
Но, увы, усть-каменогорский Байтерек, установленный в 2010 году, в отличие от памятника красноармейцам и сторонникам советской власти, простоял всего 14 лет. За это недолгое время его изъела ржавчина, и Байтерек убрали, пока он не развалился сам. Причем убрали его под благовидным предлогом ремонта коммунальных сетей, расположенных под кольцом.
– Ни слова о красном терроре, о жестоких убийствах священников, – комментирует новость об окончании реконструкции площади Примирения и памятника местный адвокат Серик Жумагулов. – Где покоятся тела безвинно погибших лучших граждан города? (Как будто есть худшие граждане. – Прим. автора.)
Правда, адвокат почему-то не учитывает реалии, связанные именно с этим памятником, местом и идеями тех, кто здесь захоронен. Для почтения памяти жертв красного террора в Усть-Каменогорске есть Памятный крест на Поклонной горе. Но это уже тема другого материала.
Правила комментирования
comments powered by Disqus