На таджикско-кыргызской границе резко обострилась ситуация...
Таджикских пограничников обвинили в захвате нефтяных скважин на участке Катта-Туз. Кыргызстан утверждает, что они зашли на спорную территорию в нарушение договоренностей. Таджикская сторона говорит, что всего лишь возобновила работу на своих скважинах, которые хотят захватить сами киргизы…
В ПРОШЕДШУЮ пятницу таджикские пограничники незаконно проникли на участок нефтяной скважины Катта-Туз Лейлекского района Баткенской области Кыргызстана, сообщила 24 октября кыргызстанская погранслужба. Во время встречи пограничных представителей двух стран таджикская сторона предъявила требования относительно возобновления эксплуатации нефтяной скважины на участке. При этом, как говорилось в распространенной информации, кыргызская сторона сообщила о необоснованности этих требований и отказала в проведении каких-либо работ таджикской стороной, так как данный участок кыргызско-таджикской госграницы является несогласованным участком.
На следующий день МИД Кыргызстана вручил ноту протеста послу Таджикистана в Бишкеке. Министр заявил послу, что действия и требования таджикской стороны противоречат всем нормам международного права и являются явным нарушением всех договоренностей, достигнутых между премьер-министрами КР и РТ 20–21 августа в Душанбе, о приостановлении эксплуатации нефтяных и газовых скважин таджикской стороной до определения вопроса их принадлежности.
По словам начальника пресс-центра Управления погранвойск ГКНБ Таджикистана Хушнуда Рахматуллаева, кыргызская сторона предъявила претензии на две нефтяные вышки, работа на которых на данный момент прекращена.
Мы пытались узнать подробности – на каком основании таджикские военные зашли на спорную территорию – у командующего погранвойсками Шерали Мирзо. Но через свою пресс-службу он передал, что у него нет времени на разговор. В самой пресс-службе отметили, что никакого вторжения со стороны таджикских войск на кыргызскую территорию не было. Однако анонимный источник в этом же ведомстве сообщил, что таджикские пограничники, действительно, нарушили договоренности и вошли на спорную территорию.
Сейчас, по словам Рахматуллаева, конфликт исчерпан, на месте работает специальная комиссия по решению приграничных вопросов.
«Эти скважины всегда были нашими!»
КАЗАЛОСЬ бы, обычная ситуация на таджикско-кыргызской границе, где достаточно много спорных территорий, а делимитация и демаркация границ все еще не завершена.
Однако как нефтяные скважины, которые более 30 лет эксплуатируются Таджикистаном, вдруг оказались спорными, непонятно.
Мы попытались разобраться в ситуации.
Поисковые и буровые работы здесь начались еще в 1974 году. С первого дня и по сегодняшнее время на этих скважинах работали таджикские специалисты. Глава нефтегазовой зоны №1 совместной таджикско-австрийской компании по добыче нефти и газа «Петролиум Сугд» Муродджон Шарипов, который посвятил около тридцати лет своей жизни этим скважинам, говорит, что в 1985 году, когда специалисты изучали карту местности, руководство соответствующих ведомств страны (тогда еще СССР) решило отдать две скважины Кыргызстану. «Это были 4-я и 2-я скважины, - говорит он. - Если бы другие скважины тоже лежали на киргизской земле, тогда и их отдали бы Кыргызстану».
Всего в этой местности находится шесть нефтяных скважин, соответственно, после разделения четыре остались за Таджикистаном. А именно: нефтяная скважина №1 на месторождении Северный Каракчикум – была сдана в эксплуатации 28 января 1979 года; нефтяная скважина №42 на месторождении Ниёзбек – 29 февраля 1982 года; газовая скважина №52, Ниёзбек – 28 мая 1983 года; газовая скважина №205, Ниёзбек – 4 марта 1988 года.
В последние годы на этих скважинах работает таджикско-австрийская компания. По словам главы компании в этой зоне Муродджона Шарипова, за все время своей деятельности они никогда не сталкивались с проблемами.
Все началось летом этого года. «Четыре месяца назад вдруг киргизская сторона начала претендовать на наши скважины, и начались конфликты, - отметил Шарипов. – За это время два раза останавливали работу нашего предприятия. Сами судите, жили двадцать лет у себя дома, и вдруг сосед приходит и заявляет, что это его дом. Как вы поступите? А 17 октября наши правоохранительные органы дали разрешение продолжать работу, но вечером 24 числа порядка 70 вооруженных пограничников Кыргызстана пришли и заставили нас приостановить деятельность».
По словам источника в правоохранительных структурах Таджикистана, к ним еще до этого случая поступила информация, что Кыргызстан намерен захватить таджикские скважины. «Пограничники Киргизской Республики стали появляться в окрестностях четыре месяца назад. Когда работы по добыче возобновились, их стало больше, - сообщил источник. - 24 октября за час их число достигло 70 человек, и все они были вооружены и приведены в боевую готовность. Ждали только сигнала…» Он отметил, что тогда таджикские военные были вынуждены среагировать, несмотря на то что по численности кыргызская сторона превосходила их в несколько раз. «Вечером того же дня начались переговоры, и закончились они только днем следующего дня, - отметил он. - В итоге нам было приказано во избежание конфликтов выполнить все требования кыргызской стороны».
Меркантильный интерес
МЕЖДУ ТЕМ глава нефтегазовой зоны №1 Муродджон Шарипов уже неделю считает убытки. «Каждый месяц я должен давать план - 250 тонн нефти. Из-за того что скважины простаивают, я не могу это делать, - говорит Шарипов. – Не могу платить заработную плату своим рабочим, которые должны кормить свои семьи. А их не менее двадцати человек».
По словам мэра Канибадама Нуъмона Обидова, администрация города не имеет права вмешиваться в приграничные дела. «Для этого создана специальная комиссия по приграничным вопросам на уровне правительств дух стран, - говорит Обидов. – Нас первым делом беспокоит мирное сосуществование с соседями. Мы каждый день следим за ситуацией и не позволяем, чтобы возникали проблемы. Однако такая проблема - с нефтегазовыми скважинами - появилась впервые».
По словам одного из местных экспертов-промышленников, просившего не называть его имени, главная цель киргизской стороны – приостановление работы таджикских скважин.
«Если таджикские скважины не работают, напор нефти, добываемой Катта-Тузским нефтедобывающим предприятием Кыргызстана, значительно увеличивается, потому что дно-то у них одно», - подчеркнул он.
Однако работают ли сейчас сами киргизы на своих месторождениях, нам не известно.
…Каждый вторник на киргизском базаре «Арка», который расположен буквально на границе двух стран, многолюдно. Сюда приходят и таджики, и киргизы. «На нас уже многие годы оказывает давление Узбекистан, Таджикистан в ответ ничего не говорит, - говорит пожилой человек по имени Абдуджаббор. – Просто мы терпеливый народ. Вот киргизы и решили воспользоваться этим. Если это сойдет им с рук, то к нам потеряют уважение, и дальше они начнут требовать еще что-то другое».
«То, что было начато в советское время, ни одно государство не имеет права приостановить или мешать ходу работы, - считает политолог Негматулло Мирсаидов. – А бурение и сдача в эксплуатацию этих скважин началось в семидесятые годы прошлого столетия. На это потрачено слишком много средств и сил. Нельзя просто взять и сказать «это моё». Тем более в одностороннем порядке мешать ходу работы того или иного объекта. К примеру, Таджикистан не мешает деятельности ни одного кыргызского предприятия. Такое же отношение должно быть и с их стороны»
Лишь бы не было войны?..
ВО всей этой ситуации остаются непонятными несколько моментов.
Почему правоохранительные структуры Таджикистана дали разрешение возобновить работу на скважинах? Во-первых, это не входит в их компетенцию. Более того, они не могли не знать о подписанном на уровне премьер-министров соглашении не возобновлять работу до решения спорных вопросов… А может, кто-то из руководителей местных правоохранительных структур дал распоряжение, имея при этом личные интересы?
Другой момент. Почему власти Таджикистана, зная, что данные скважины эксплуатируются таджикской стороной более 30 лет и принадлежат республике, пошли на уступки Кыргызстану и согласились с доводами, что они являются спорными?
Душанбе в очередной раз прогибается там, где делать это вовсе не нужно? Или это опасения волнений перед президентскими выборами?
Правила комментирования
comments powered by Disqus